Что такое дистанционная система обучения

Современные реалии требуют от человека неизменного развития. Если еще каких-либо 20 годов назад высшее образование числилось исключительным и было доступно далековато не многим, то сейчас не уникальность два, три, а то и больше дипломов. Воплотить принципиальные планы позволяет наличие таковой современной технологии, как дистанционная система обучения.

Что она собой представляет?

Само заглавие системы подталкивает к ответу на поставленный вопрос. Слово «дистанционное» предполагает возможность учиться удалённо, другими словами не подразумевается непременное присутствие в определённом месте в специально отведённое для этого время. Воплотить таковой вид обучения позволяют современные коммуникации в виде глобальной сети, аудио- и видеотехника, спутниковая связь.

СДО – система дистанционного обучения, которую можно охарактеризовать как всеохватывающую, охватывающую широкий набор программно-технических коммуникаций, методических указаний и организационных мер, позволяющих обеспечить учащихся образовательной информацией. Она также включает проведение нужной проверки приобретенных познаний. Для этих целей употребляются компьютерные сети.

Следует увидеть, что подобные системы не ставят собственной задачей вытеснение классической очной формы, а только стремятся как можно эффективнее встраиваться в нее. Формирование такового вида смешанного обучения позволяет положительным образом оказывать влияние на качество образования.

Достоинства

Дистанционная система обучения имеет ряд неопровержимых преимуществ перед другими стационарными образовательными формами. К ним можно отнести следующие:

  • возможность обучаться в комфортных условиях — дома или в офисе;
  • индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  • развитие таких важных качеств, как организованность и самостоятельность;
  • значительная экономия времени и сил;
  • доступность общения с преподавателем – возможность задать интересующие вопросы в индивидуальном режиме;
  • персональные сроки, учитывающие способности учащегося.

Этапы и процесс управления системой

Дистанционная система обучения включает несколько этапов:

  • первый – сам процесс обучения с помощью программ;
  • второе – подключение некоторых элементов аудиторного образования, в процессе которого применяются различные формы контроля полученных знаний;
  • третий – самостоятельная работа, включающая поиск и подбор необходимой информации для выполнения домашних заданий.

Взаимодействие с учениками, как ранее говорилось, производится с использованием глобальных сетей. Разработка необходимых для реализации этого процесса информационных обучающих программ и материалов является достаточно дорогим удовольствием или требует много времени и специальных навыков. Поэтому для создания сайта необходимо использовать то же, что требует рассматриваемая система обучения дистанционного управления. Это позволит регулировать и контролировать образовательный контент и даст возможность для его быстрого развития. Указанной цели служат системы, позволяющие управлять контентом, – Content management systems (CMS). С помощью их можно создавать, распределять и управлять информацией. Они дают возможность формировать и регулировать структуру сайта, дизайн его отдельных страниц и навигацию.

Смысл концепции дистанционного образования

Система электронного дистанционного обучения представляет собой развернутый комплекс различных программных продуктов и решений, часть из которых находится на сервере, часть – на компьютерах учащихся. Взаимодействие между ними, основанное на передаче данных, происходит через глобальную сеть. Вся информация, которая относится к учебному процессу (расписание, программы, ведомости, учебные планы), хранится на сервере образовательного учреждения.

Здесь цель доставки учебных материалов реализуется за счёт электронных средств. Очные встречи преподавателя и слушателей теперь служат активизации образования и включают ответы на сложные вопросы, обсуждение возникших проблем, дискуссии и т. д. Такая система электронного дистанционного обучения даёт возможность активнее вовлекать студентов в процесс освоения знаний.

Распространение удалённой формы образования

В современном мире существует немалое число платформ, позволяющих организовать электронное обучение. Страна их происхождения, обычно, – США, но чуть раньше они появились и в России. Все существующие программы условно можно разделить на две категории: коммерческие – с закрытым кодом, бесплатные – с открытым. Какой-то из них является система дистанционного обучения Moodle.

Особенности СДО Moodle

Популярность этого образовательного комплекса можно объяснить его универсальностью и широкими ресурсами, используя которые, можно создавать собственные курсы, укомплектовывая их текстами лекций, задачниками, презентациями и другим вспомогательным материалом. Для пользования СДО Moodle подходит любой тип веб-браузера, что делает её доступной как для преподавателя, так и для учащегося. Иными словами, система выступает не только лишь как способ, позволяющий организовать интерактивное взаимодействие, да и как среда для формирования различных категорий учебного материала.

Автором первой версии Moodle является австралийский преподаватель Мартин Доужиамас, который представил её вниманию публики в 2002 году. Предназначалась она для университетского образования, однако позднее стала успешно использоваться для организации образовательного процесса в школах и корпорациях.

Система дистанционного обучения Moodle предполагает формирование объектно-ориентированной динамической учебной среды. Это означает, что её применение не ограничивается какой-то одной программой, а формирует особую образовательную сферу, подходящую не только лишь для взаимодействия преподавателя и слушателей, да и для поддержки очных форм обучения. Также она может использоваться для организации и проведения обычных дистанционных курсов.

Достоинств у СДО Moodle множество. Среди них следующие:

1. Возможность свободного использования, которая не предусматривает наличие лицензий, обеспечивает бесплатное обновление и получение программ.

2. Программный код является открытым, что позволяет вносить свои коррективы с учётом особенностей национального образования или иных потребностей.

3. Постоянное развитие и совершенствование программного обеспечения.

4. Простота инсталляции, обновления и функционирования. Легко устанавливается на обычном компьютере, может работать во всех операционных системах.

5. Функциональность – позволяет осуществлять управление всем образовательным процессом.

Что такое дистанционная система обучения

Реализация СДО в практике российских организаций

Наибольшую известность из применяющихся сегодня получила система дистанционного обучения РЖД, специально разработанная для персонала российских железных дорог. Она создавалась с целью унификации требований образовательной программы, в соответствии с которой проводятся подготовка сотрудников РЖД по охране труда и проверка полученных ими знаний.

Её цель заключается в том, чтобы с минимальными финансовыми затратами создать систему обучения, которая позволит повысить уровень знаний персонала РЖД в области охраны труда. Все это отображено в принципах, которые включают:

  • создание непрерывного процесса обучения персонала;
  • планирование дальнейшего развития на основе исследования и оценки компетенций;
  • возможность внесения изменений в учебно-методические материалы и программы на основе анализа статистики контроля процесса обучения;
  • простота и доступность учебного комплекса;
  • гибкость учебных материалов и реальность их адаптации с учётом особенностей службы охраны труда РЖД;
  • широкие возможности для оценки и совершенствования учебно-методических материалов курсов.

Программа КАСКОР

Интересный пример контроля полученных знаний посредством СДО демонстрирует система дистанционного обучения КАСКОР. Это продолжение вышеописанной, разработанное для проведения контроля знаний слушателей – персонала российских железных дорог. КАСКОР — это аббревиатура, которая расшифровывается так: корпоративная автоматизированная система контроля знаний работников, связанных с обеспечением безопасности движения на основе СДО.

Используется КАСКОР в рамках проведения аттестации работников, викторин и внутреннего аудита знаний. Программа содержит критерии, на основе которых можно определить степень готовности сотрудника к выполнению своих обязанностей, а именно:

  • знание документации;
  • комплекс профессиональных умений и навыков;
  • уровень психологической подготовленности.

Русскоязычная версия СДО

Наилучший вариант, распространённый в русскоязычной среде, – система дистанционного обучения «Прометей». Этот комплекс позволяет организовать полноценный образовательный процесс, включающий независимую проверку полученных знаний. Он рассчитан на большие потоки учащихся. СДО «Прометей» можно использовать и как независимую систему, и как вспомогательное средство для традиционных стационарных форм.

Дистанционная система обучения включает ряд автоматизированных функций:

  • перераспределение возможностей и прав доступа к управлению системой и к образовательным ресурсам;
  • управление учебным процессом;
  • ведение и контроль журналов активности пользователей, участвующих в учебном процессе;
  • обучение и оценку знаний в глобальной сети.

СДО «Прометей» включает ряд составляющих, позволяющих автоматизировать всю работу. Среди них такие, как подсистема регистрации, платежей, заказов, управления группами, библиотеки, тестирования и т.д.

Подытожив, отметим, что современные технологии открывают широкий круг возможностей для каждого, кто стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Дело за малым – найти среди них свою систему.