Как выбрать профессию Композитор

Композитор – создатель музыкальных произведений; человек, создающий (сочиняющий) музыку.

“Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это вынудить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердечко” С.В.Рахманинов

Композитор (лат. compositor «составитель») — создатель музыкальных произведений; человек, создающий (сочиняющий) музыку. Композитор является этим же музыкантом, отличается от исполнителя только тем, что пишет музыку, в то время как 2-ой ее исполняет. Профессия композитора идентична профессиям писателя, драматурга, кинорежиссера. Композитор тоже выдумывает образы, которые позже развивает и дополняет, тоже сочиняет и повествует истории. Вся разница исключительно в средствах.

Термин “композитор” получил распространение в Италии к 16 в. и с того времени является отражением проф письменной традиции, появившейся в практике западноевропейской музыкальной культуры. Величайшими и признанными композиторами всех времен являются Людвиг ван Бетховен (1770 — 1827), Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750), Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791), Рихард Вагнер (1813 – 1883), Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893), Джузеппе Верде (1813 — 1901), Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971), Иоганн Штраус (1825 – 1899), Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943), Франц Петер Шуберт (1797 – 1828).

Профессия композитора, так же как другие профессии сферы искусства непростая и ответственная, и в тоже время творческая и увлекательная. Композитор должен отлично знать не только лишь теорию своей работы, да и быть отличным практиком. Композитор обычно сочиняет музыку по заказу, например, для кинофильмов, спектаклей, также музыку для эстрадных исполнителей. Часто создатели музыки сами исполняют свои песни, также являются аранжировщиками своих произведений, занимаются переложением своих творений для разных инструментов. Композиторы создают самые разнообразные произведения – от оперы до популярных песен. Профессиональный композитор может писать как музыку для вокала, так и инструментальные произведения. Обычно композитор сочиняет не только лишь основной мотив музыкального творения, да и остальные его части: вступление, завершение и др.

Сначала, композитор должен быть талантливым человеком, способным выразить свои чувства, эмоции, переживания в музыке. Но еще ему следует знать основы теории музыки, гармонию, полифонию, а главное – музыкальные формы. Композитор должен уметь играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, желательно на фортепиано, игра на котором развивает фактурный слух. Новые музыкальные произведения, обычно, придумываются при игре на музыкальном инструменте. Композитор должен разбираться в музыкальных стилях и направлениях, владеть историей музыкальных произведений и разбираться в современном искусстве.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • умение сочинять музыку
  • знание гармонии, полифонии, инструментовки, анализа форм
  • знание истории, традиций музыкального искусства и направлений, стили, жанры и формы музыкальных произведений
  • знание современной музыки и современного искусства

Личные качества

  • музыкальная одаренность, талант
  • работоспособность
  • владение музыкальным инструментом
  • музыкальный слух

Место работы и карьера

Местом работы композитора может является как домашняя обстановка, так и студия или консерватория. Ноты автор может записывать как на бумаге, так и на компьютере. При успешной продаже своего произведения, композитор получает процент с каждого публичного исполнения своей музыки. Но в большинстве случаев проходит много лет прежде, чем молодой композитор сможет зарабатывать большие деньги. Для этого нужно сделать себе имя, завести необходимые знакомства, подтвердить наличие таланта и обзавестись постоянными заказчиками.

Как выбрать профессию Композитор

Молодым авторам необходимо участвовать в разнообразных конкурсах композиторов. Например в Международном конкурсе молодых композиторов “Ода Ломоносову”, который проводится факультетом искусств МГУ или в Международном конкурсе молодых композиторов имени П.И.Чайковского в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Подобные конкурсы позволяют обратить на себя внимание потенциальных заказчиков, а так же приобрести опыт и навыки.

Минусы профессии

  • небольшая зарплата композитора при отсутствии признанности (отсутствие заказов)
  • необходимость в большинстве случаев альтернативных источников существования, в основном близких к основному ремеслу профессии — музыкальный преподаватель, дирижер, исполнитель, редактор и т.п.

Плюсы профессии

  • возможность творческой реализации
  • достаточно большая зарплата композитора при наличии постоянного интереса к работе со стороны музыкантов и заказчиков (что гарантирует наличие регулярных заказов)

Наличие специального образования считается обязательным для профессии композитора, как и для других видов творческой деятельности. Однако можно привести много примеров гениальных и очень эрудированных композиторов, не получивших систематического образования – И.Ф.Стравинский (1882 – 1971), М.И.Глинка (1804 – 1857), Рихард Вагнер (1813 – 1883), Гектор Берлиоз (1803 – 1869), Чарльз Айвз (1874 – 1954), Джордж Гершвин (1898 – 1937) и прочие.

В настоящее время большое количество людей, называющих себя так же композиторами, не имеют специального образования и в некоторых случаях даже сочинительского таланта, зато они владеют разного рода компьютерными программами и заполняют своими композициями обширный рынок музыкальных произведений, так называемой “попсы” – радио, кино, телевидение.

Тем не мене, все же большинство придерживается мнения, что специальное образование необходимо. Оно дает необходимые знания, учит профессиональному отношению к звуковой организации времени. У многих музыкантов образование продолжается всю жизнь, и это не только специальные заведения, например Московская консерватория им. П.И.Чайковского, но так же наличие преподавателя или самообразование. С персональным учителем помимо подробного изучения необходимых вещей, можно обсуждать его личный опыт или просто вести “задушевную” беседу, что необходимо для каждой творческой личности в поисках себя и осуществления самореализации.