Вузы расставили по местам

Рейтинг 100 наилучших вузов Рф

С веедением новейшей системы выпускных муниципальных экзаменов в школах высшее образование стало еще доступнее — высочайшие баллы ЕГЭ позволяют избрать фактически хоть какой университет ии всякую специальность. На фото: абитуриентка на собеседовании с сотрудницей приемной комиссии подает документы для поступления в Новосибирский муниципальный институт. Фото: РИА Анонсы

5-ый каждогодний рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА) зафиксировал успехи интернациональной интеграции русских вузов на фоне понижения количества педагогов. Таковой расклад несет внутри себя высочайшие опасности для свойства образования.

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело" составило 5-ый ежегодный рейтинг вузов России. При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, также результаты опросов среди 28 тысяч респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.

Тройка лидеров рейтинга не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом: первое место традиционно занял МГУ им. М.В. Ломоносова, следом расположились МФТИ и НИЯУ МИФИ. Победители рейтинга обеспечивают высокий уровень образования и являются сильнейшими в области научно-исследовательской деятельности, что подтверждается статистикой и данными репутационных замеров.

Устойчивый рост в рейтинге пару лет подряд демонстрирует Университет МГИМО: в текущем году вуз укрепил свои позиции в десятке лучших и переместился с восьмого на седьмое место. МГИМО удается сохранять большое количество преподавателей в расчете на 100 студентов (13,58, что в полтора раза превышает среднее значение по сотне лучших), тогда как у большинства конкурентов обеспеченность студентов преподавателями снизилась. МГИМО является одним из самых привлекательных вузов для абитуриентов — здесь самый высокий проходной балл ЕГЭ (94,7) и наиболее дорогое платное обучение (418 тыс. руб.).

Инфографика "РГ": Владимир Кузнецов/ RAEX

Из пятнадцати первых участников программы повышения конкурентоспособности "5-100" наилучшую динамику продемонстрировали Университет ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) и Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Университет ИТМО впервые вошел в Топ-20, поднявшись с 22-го на 19-е место, а ННГУ им. Н.И. Лобачевского переместился с 32-го на 28-е место. Ключевые драйверы роста у этих вузов совпадают: улучшение ресурсной обеспеченности и усиление международной интеграции. В ИТМО, например, выросла доля студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом: сейчас она вдвое выше среднего значения по всем участникам рейтинга (1,2% против 0,6%). ННГУ им. Н.И. Лобачевского заметно увеличил долю иностранных студентов (с 6% до 8,4%) и укрепился в кадровом отношении: соотношение количества ППС на 100 студентов выросло с 8,19 до 8,59.

Абитуриенты выбирают экономику и медицину

Лучшие вузы из рейтинга RAEX активно сотрудничают с работодателями, причем в наиболее тесной связке с ними находятся технические и медицинские вузы. Будущие технари и медики, обычно, имеют широкие возможности получения в процессе учебы практических навыков и умений, что важно для успешного трудоустройства по окончании вуза. В МФТИ, например, свыше 60% студентов в течение учебного года проходили подготовку на базовых кафедрах, организованных вузом совместно с работодателями.

Кроме того, о высокой востребованности выпускников технических и медицинских вузов свидетельствуют и высокие цифры целевого приема абитуриентов — у "целевиков" по окончании вуза есть твердые гарантии трудоустройства в организации, которая предоставила направление на обучение.

И если в экономических вузах целевой прием — это скорее редкость (в среднем 2% от зачисленных), то в технических и тем паче в медицинских вузах эта практика широко распространена (9% и 29% соответственно).

Несмотря на то что выпускники-технари больше востребованы рынком, чем экономисты, абитуриенты совершенно явно предпочитают экономические и управленческие направления. Наиболее ярко это проявляется в случае с платежеспособным спросом на платное обучение в соответствующих вузах. Если в технических вузах средняя стоимость обучения студентов, зачисленных в 2017 году на первый курс, составляет 119 тыс. рублей в год, то за обучение в экономических вузах придется заплатить вдвое больше — 243 тыс. рублей. При всем этом динамика изменения стоимости явно не в пользу технарей: за 5 лет платное обучение в ведущих технических вузах подорожало на 37 тыс. рублей, а в экономических — на 70 тыс. рублей.

В списке Топ-10 самых дорогих вузов всего два технических университета — Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, однако они уступают по стоимости обучения ведущим вузам гуманитарного и экономического профиля. Лидерами по стоимости платного обучения второй год подряд являются МГИМО (418 тыс. рублей), НИУ ВШЭ (380 тыс. рублей), МГЮА им. О.Е. Кутафина (302 тыс. рублей), также МГУ им. М.В. Ломоносова (335 тыс. рублей).

Если рассматривать конкуренцию абитуриентов через призму балла ЕГЭ, требуемого для зачисления, то она наиболее высока в ведущих экономических вузах (83,6 балла в расчете на 1 предмет) и медицинских университетах (80,1 балла). В технические вузы поступить проще: средняя "планка", которую необходимо преодолеть абитуриенту, составляет 70,2 балла.

Вузы расставили по местам

Кадры: сокращения продолжаются

Тенденция к сокращению численности преподавателей в расчете на студента, отмечаемая в протяжении последних лет, сбавила обороты. Если в рейтингах 2012-2017 годов численность профессорско-преподавательского состава в расчете на 100 студентов стабильно падала, снижаясь с 9,43 в 2012 году до 8,05 в 2017 году, то в 2017 году по этому показателю впервые был зафиксирован рост — среднее соотношение ППС на 100 студентов выросло у участников рейтинга 100 лучших вузов России до уровня 8,17. На незначительном улучшении среднего показателя сказалось приемущественно повышение обеспеченности студентов штатными преподавателями в вузах — участниках проекта "5-100" с 8,35 до 8,78. Подспорьем этому стали средства государственной поддержки, направляемые на привлечение преподавателей из-за рубежа. Для справки: объем финансирования вузов проекта "5-100" в расчете на студента за год вырос на 17,7%, тогда как у остальных вузов из Топ-100 — всего на 5,6%, что заметно ниже уровня инфляции (12,9%). На этом фоне неудивительно, что участники рейтинга, не являющиеся получателями субсидий на повышение конкурентоспособности на мировой арене, за год уменьшили свой кадровый капитал: средний показатель ППС на 100 студентов снизился с 8,22 до 8,17 в главном из-за негативной динамики в группах "медицинские вузы" (-5%) и "классические университеты" (-1%). Учитывая то, что финансирование большинства вузов с поправкой на инфляцию имеет тенденцию к снижению, для реализации "майских указов" по повышению зарплат преподавателям у руководства многих вузов велик соблазн кадровой оптимизации. Иными словами, есть предпосылки того, что обеспеченность студентов преподавателями в дальнейшем будет снижаться.

Ставка на интернационализацию

Интернационализация научной и образовательной деятельности стала одним из главных приоритетов для ведущих российских вузов. Наиболее заметными тенденциями в этой области стали резкое наращивание научных публикаций, индексируемых в наукометрических базах Scopus и Web Of Science, также существенный рост доли иностранных студентов. Так, если годом ранее в среднем на одного научно-педагогического работника вузов из Топ-100 рейтинга RAEX приходилось 0,14 публикации в год, то сейчас — уже 0,20 (прирост составил 43%). У вузов, являющихся первыми участниками проекта

"5-100", динамика еще больше стремительная: если по итогам составления прошлого рейтинга на 1 НПР приходилось 0,43 публикации, индексируемой в Scopus, то сегодня эта цифра на 44% выше — на одного сотрудника приходится уже 0,62 публикации.

Что все-таки касается увеличения доли иностранцев, обучающихся в российских вузах, то наиболее динамично она растет в вузах — участниках проекта по повышению глобальной конкурентоспособности: у участников проекта "5-100" доля студентов из-за рубежа выросла за два года на 3 процентных пункта (с 9,1% до 12,1% от полного количества обучающихся очной формы). Однако самыми привлекательными для иностранных абитуриентов по-прежнему остаются медицинские вузы, опережающие по доле иностранных студентов даже участников проекта "5-100": сегодня эта доля в медицинских вузах составляет 12,7%.

Увеличение иностранного контингента учащихся и усиление публикационной активности произошли из-за подстраивания многих российских вузов под существующие критерии глобальных рейтингов университетов. Данной тенденции нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, увеличение международной компоненты, безусловно, важно для обмена опытом и повышения престижа российской высшей школы за рубежом. Но с другой стороны, ограниченность критериев, по которым сейчас принято измерять степень интернационализации, таит внутри себя немалые риски для российских вузов. Так, в мае 2017 года на международном форуме IREG, самой влиятельной ассоциации составителей и потребителей рейтингов университетов, подходы к составлению глобальных рейтингов подверглись масштабной критике. А именно, в них учитывается мобильность студентов и преподавателей, но при всем этом не оцениваются ни качество образовательных программ, ни прочность международных связей с научными организациями и работодателями, ни карьерные перспективы студентов. А наиболее жесткая оценка, данная представителем European Association for International Education Маркусом Лайтиненом, сводилась к тому, что в наиболее известных рейтингах применяется "узкий и механистический подход" и что составители рейтингов "опираются на ограниченный и вводящий в заблуждение спектр данных". На фоне резкой критики нет никаких гарантий того, что критерии международных рейтингов будут оставаться неизменными. Кроме того, неизбежно появятся и новые глобальные рейтинги, в фокусе которых будут не уровень интернационализации, а результаты, свидетельствующие о высоком качестве образования.