Дистанционная форма обучения дизайну
На сегодня актуальность необходимости развития профессионально-педагогической подготовки студентов вузов не вызывает сомнения. Очень действенные и доступные способы и средства подготовки грядущего спеца в области дизайна – одно из основных направлений поисков всех развивающихся образовательных учреждений мира. Практика указывает, что такую задачку может решить только внедрение новых информационных технологий. Это позволяет использовать весь арсенал средств восприятия: аудио, набросок и видео позволяют в недлинные сроки доступно преподнести новый материал. Информация на нынешний момент является одним из самых основных ресурсов населения земли. Компьютеризация процесса обучения дает возможность студенту принимать информацию в более полном объеме, запись лекций либо конференций позволяет пару раз по мере надобности повторно обращаться к источнику, для более кропотливого исследования материала. Презентация визуализирует информацию и структурирует приобретенные познания. Интернет-технологии позволяют распространить либо получить информацию на разных образовательных ресурсах по всему миру в хоть какое удобное для пользователя время.
В России на сегодня уже сделаны серьезные шаги по освоению обществом виртуального пространства и возможностей использования новейших технологий в процессе подготовки студентов.
Больше всего дает толчок для развития и использования новейших технологий дистанционное обучение. Использование дистанционных технологий в обучении дает ряд существенных преимуществ в получении высшего профессионального образования. Появление таких технологий дает прекрасную возможность получить высшее профессиональное образование, не выходя из дома. Дистанционная форма обучения иногда является единственно возможной при совмещении, например, работы и учебы в высшем учебном заведении. В процессе обучения студенты получают доступ к учебным материалам, расположенным на сайте дистанционного обучения.
В текущее время заочное и дистанционное обучение приобретает все большую популярность в мире. В США, Канаде, Германии, Испании, Великобритании, Израиле и других странах действуют сегодня десятки учебных центров. Известнейшие вузы мира – New York University, Harvard University, Cambridge University и другие – уже много лет используют дистанционные технологии. Ведущие учебные заведения предлагают свои услуги вне зависимости от местонахождения и гражданства будущих студентов.
Сегодня российские абитуриенты могут свободно выбирать между обучением по программам западных университетов или обучением по методикам отечественных учебных заведений. Безусловно, подобная конкуренция способствует постепенному повышению качества дистанционных программ российских вузов.
В нашей стране существует уже несколько десятков центров заочного и дистанционного обучения. Большинство из них являются подразделениями известнейших российских вузов. Услуги этих образовательных структур особенно популярны среди абитуриентов, живущих в тех региональных центрах, где в силу экономических причин не могут размещаться вузы или их филиалы. В почти всех случаях получение образования дистанционно – единственный реально осуществимый вариант обучения по выбранному направлению.
Находясь дома, студенты дистанционного обучения изучают теоретические материалы курса, выполняют контрольные, лабораторные и курсовые работы, предусмотренные учебным план выбранного профиля подготовки, и отправляют их через сайт дистанционного обучения.
Общение с преподавателями и администрацией университета происходит по электронной почте и посредством форумов, все промежуточные экзамены и зачеты сдаются дистанционно через Интернет. Основное достоинство такого типа обучения – это приобретение студентом серьезных навыков информального обучения – самостоятельного поиска информации и работы с ней и возможность осуществлять разнообразные совместные проекты с учащимися из других регионов.
Организация дистанционного обучения может проходить на основе собственной системы, создав серьезную программную базу для взаимодействия преподавателя и студентов, авторизации, системы разовых паролей и т.д. или использовать уже готовые системы, такую, например, как moodle. Moodle – система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
Итак, возможности для развития информационной среды достаточно широки в системе образования на сегодняшний момент, но тут возникает очередной аспект – проблема восприятия информации, его подача, оформление. Здесь нельзя недооценивать роль дизайна при создании образовательного сайта или ресурса образовательного учреждения, презентаций, лекций. С этой проблемой может справиться инфографика – сравнительно новый способ подачи информации, при котором визуальное оформление имеет первостепенную роль. Инфографика решает проблемы как при выпуске печатных и журнальных изданий, так и при создании электронных документов в сети Интернет и на компьютерах. Научно термин “инфографика” расшифровывается, как инструмент преподнесения информации читателю и пользователю в более лаконичной, емкой форме. Это один из видов альтернативного изложения определенной информации посредством создания художественных зарисовок, графиков, диаграмм, интернет-символики навигации сайта и прочих графических объектов как на бумаге, так и в электронном варианте.
Инфографику как метод обучения используется в технологии Прикладного Образования еще с 1960-х годов и предложен как форма эффективного обучения Л.Р.Хаббардом. У него даже разработан обучающий курс “Руководство по основам обучения” – там еще есть несколько эффективных приемов, которые тоже отлично повышают качество обучения. В этом курсе рекомендуется при изучении материала делать зарисовки этого материала, что дает возможность увидеть и осознать связи и зависимости компонентов этого материала.
Современная инфографика позволяет уменьшать объем изданий благодаря своему лаконичному расположению информации внутри картинки. Одним словом, статистически замечено, что текст объемом более пяти страниц очень емко умещается в одно графическом рисунке.
Сегодня инфографика широко применяется и в веб – дизайне, ведь это один из самых удачных способов существенно сократить объем места, которое бы занимал письменный текст, также это очень эффективный и наглядный вид рекламного объявления. Необходимо отметить очередное несомненное качество инфографики: это экономия времени на ее создание, и соответственно экономия материальных средств на ее размещении. Кроме того, инфографика сегодня популярна, это модно, лаконично, вот почему большинство преуспевающих предпринимателей и менеджеров предпочитают именно такой способ размещения информации в Интернете, газетах, журналах и рекламных щитах.
Для современного информационного пространства инфографика больше всего развивается именно в сетевой среде. Достаточно взять любую страничку в интернете, чтобы оценить качество пользования сайтом с помощью навигационных кнопок-иконок. Правильная символика, лаконичность и цветовая подача располагают пользователя оставаться на сайте и в считанные минуты найти ту информацию, которую ему необходимо получить. Неудачная инфографика на сайте способна запутать пользователя и оттолкнуть от дальнейшего пользования ресурсом.
Таким макаром, для того, чтобы повысить эффективность образования необходимо правильно оценить как важность использования новейших интернет технологий, так и визуального оформления, подачи информации.
Дизайн информационного портала, фирменный стиль учреждения, основные приемы в оформлении презентаций лекций, все это имеет значение для качества подготовки будущих специалистов. Роль дизайна в повышении качества образования, которое напрямую находится в зависимости от того насколько удобен интерфейс сайта учебного заведения, его пользовательская структура, инфографика, как оформлена подача презентаций, графических, аудио и видеофайлов. Грамотно оформленные материалы помогают студенту быстрее и эффективнее освоить новый материал.
Цель нашего исследования – найти оптимальный путь совмещения инновационных технологий и дизайна в методике и дидактическом обеспечении процесса обучения студентов-дизайнеров, в том числе дистанционных форм обучения.