Два уровня высшего образования бакалавриат и магистратура
24 октября 2007 года Президент Рф Владимир Путин подписал закон о внедрении в Рф двухуровневой системы высшего образования.
Закон "О внесении конфигураций в отдельные законодательные акты Русской Федерации (в части установления уровней высшего проф образования)" заносит надлежащие поправки в Закон Русской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" (в редакции от 13 января 1996 года), в ФЗ от 22 августа 1996 года "О высшем и послевузовском проф образовании", в закон РФ от 6 июля 2006 года "О внесении конфигураций в отдельные законодательные акты Русской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву".
Согласно статье 6 ФЗ "О высшем и послевузовском проф образовании" в Русской Федерации инсталлируются последующие ступени высшего проф образования. высшее проф образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) "бакалавр" более чем четыре года; для получения квалификации "дипломированный специалист" более чем пять лет, кроме случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) "магистр" более чем шесть лет.
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Согласно статье 7 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней: диплом бакалавра; диплом специалиста с высшим профессиональным образованием; диплом магистра; диплом о неполном высшем профессиональном образовании; справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.
По данным Минобразования, студентов‑бакалавров будут учить базовым профессиям. число которых сократится со 120 до 60–100. Согласно пояснениям Минобразования, бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально‑экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.
Магистратура будет готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер‑атомщик, журналист‑телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно‑исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей.
Двухуровневая система высшего образования должна заработать с 1 сентября 2009 года.
В 1996 году бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас же их предлагается разделить и обеспечить собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким макаром, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.