Экономические вузы Москвы список государственных финансовых институтов и университетов

Зарегистрированные юзеры
имеют расширенный доступ
к материалам веб-сайта

Рейтинги вкладывательной привлекательности

Списки больших компаний и фаворитов в отраслях экономики

Низкие ставки по банковским вкладам толкают людей на фондовый рынок Авторская колонка в журнальчике Forbes

Кризис текущей процедуры санации подтолкнул ЦБ РФ к активному реформированию механизма оздоровления проблемных банков. При всем этом более возможно введение инструмента bail-in и создание фонда санаций, которые должны удешевить процесс санаций.

Ведущие многопрофильные институты обосновали свою высшую конкурентоспособность и в технической, и в экономической сферах. Восемь институтов смогли сразу оказаться в топ-20 вузов по экономическим фронтам подготовки и в топ-20 по техническим фронтам.

Многопрофильные институты в регионах удачно соперничают с столичными. 6 из восьми вузов из группы фаворитов не из Москвы.

Экономические вузы Москвы список государственных финансовых институтов и университетов

Наилучшие спец экономические университеты размещены в Москве. Платное обучение в ведущих экономических университетах страны стоит недешево: в среднем на обучение по программкам бакалавриата нужно затратить 177 тыс. рублей в год .

Научная активность экономических вузов мала. Цитируемость публикаций педагогов экономических вузов в среднем в 13 раз ниже показателя цитируемости по техническим университетам. Кандидатов экономических наук в Рф много, но реальными успехами в экономической науке это не сопровождается.

Выпускники технических вузов наиболее востребованы работодателями. Технические вузы существенно опережают экономические по доле совместных с работодателями программ для студентов, по финансированию кафедр бизнес-структурами и по «заказу» на подготовку специалистов.

Проблемной точкой технических вузов уже сейчас является старение профессорско-преподавательского состава. Средний возраст преподавателя в технических университетах – 53 года, в то время как в среднем по всем рассматриваемым вузам РФ он составляет 48,7 года.

Составлены списки лучших технических и экономических вузов России

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало списки топ-20 лучших технических вузов России и топ-20 лучших экономических вузов России.

Тон задают многопрофильные университеты

Ведущие многопрофильные университеты доказали свою высокую конкурентоспособность и в технической, и в экономической сферах. Восемь университетов сумели одновременно оказаться в топ-20 вузов по экономическим направлениям подготовки и в топ-20 по техническим направлениям: это Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский и Томский госуниверситеты, также РУДН и три федеральных университета – Сибирский (Красноярск), Уральский (Екатеринбург) и Южный (Ростов-на-Дону). Присутствие этих университетов одновременно в двух списках (см. таблицы 1 и 2) свидетельствует о сбалансированном развитии направлений подготовки и высокой репутации этих вузов как среди «технарей», так и среди экономистов и управленцев. Следует обратить внимание и на географическое положение вузов-лидеров: шесть из восьми из них не из Москвы, и данный факт, например, разрушает стереотип о том, что качественное экономическое образование можно получить исключительно в столице (с техническими направлениями подготовки такого стереотипа не было благодаря наследию советских времен – в развитии научных школ, скажем, в Томске и Новосибирске, сомневаться не приходится).

Отметим, что, несмотря на наметившуюся тенденцию на укрупнение вузов и их универсализацию, в результате которой в технических университетах все активнее преподают экономику и менеджмент, ни один технический вуз не смог составить достойной конкуренции вузам-лидерам по подготовке экономистов: технические вузы оказались за бортом списка топ-20 по подготовке специалистов в области экономики и менеджмента. Обратная тенденция – внедрение технических дисциплин в экономических вузах – пока прослеживается менее четко, и зримых достижений экономических вузов по части развития технических специальностей в последнее время ожидать не приходится. Единственным нашумевшим событием является поглощение университета МИЭМ Высшей школой экономики, автоматически превратившее НИУ ВШЭ в многопрофильный университет, но вызвавшее много споров в академических и студенческих кругах о целесообразности такого укрупнения.

Технические вузы: почет у работодателей, старение преподавателей

Несмотря на высокую популярность у абитуриентов экономических направлений, рынку труда требуются «технари». Технические вузы существенно опережают экономические по доле совместных с работодателями программ для студентов, по финансированию кафедр бизнес-структурами и по «заказу» на подготовку специалистов.

Между тем проблемной точкой технических вузов уже сейчас является старение профессорско-преподавательского состава. Средний возраст преподавателя в технических университетах – 53 года, в то время как в среднем по всем рассматриваемым вузам РФ он составляет 48,7 года. Наиболее реалистичных способов устранить проблему два: это кардинальное повышение зарплаты преподавателям технических вузов или же стимулирование государством коммерциализации инновационных разработок вузов, которая может принести существенные дивиденды командам научно-прикладных проектов.

Пока же технические вузы сильно зависят от бюджетного финансирования, не имея возможности привлекать «платных» студентов по выгодным исходя из убеждений вуза ценам. Причем уже в этом году расценки на обучение на коммерческой основе в технических вузах повысились. Этому способствовала инициатива Минобрнауки РФ нормативно регулировать минимальную стоимость платного обучения, привязанную к бюджетным расходам на образовательный и научный процесс. В случае с техническими специальностями эти расходы, обычно, выше из-за необходимости затрат на лабораторное оборудование. Данная логика приводит к ожиданию роста стоимости получения «технических» дипломов. Выборочное сопоставление расценок на обучение по техническим специальностям показало: значительное количество программ обучения для «технарей» в этом году подорожало вдвое и поболее. И повышение цен отсекло немало абитуриентов, для родителей которых рост цен на образование стал непреодолимым препятствием. Таким макаром, если ситуация не изменится, у платного набора на многие подорожавшие технические специальности незавидное будущее: количество обучающихся имеет все предпосылки для сокращения.

Приложение 1. Методика формирования списков лучших вузов по направлениям

1. Подходы к составлению списка лучших экономических вузов.

В изначальный список анализируемых вузов, готовящих выпускников по экономическим, финансовым и управленческим направлениям, были включены 50 вузов-участников комплексного рейтинга вузов России «Эксперта РА»: это многопрофильные национальные, федеральные, классические университеты, также вузы, специализирующиеся на подготовке экономистов, специалистов в области финансов и управления. При расчете рейтингов использовались статистические данные и результаты опросов, проведенных в конце 2012 года.

По сравнению с методикой опубликованного ранее комплексного рейтинга вузов России, методология определения лучших экономических вузов была адаптирована с учетом особенностей деятельности высшей школы по экономическим направлениям подготовки. Балл вуза рассчитывался по итогам суммы значений двух рейтинговых факторов: «качество образования» (вес = 0,7) и «востребованность работодателями» (вес = 0,3). Фактор «научно-исследовательская активность», применявшийся ранее при расчете комплексного рейтинга, на состав списка лучших экономических вузов не влиял. Это обусловлено тем, что научная деятельность в экономических вузах развита существенно меньше, чем в технических и классических университетах (по объему привлеченных средств на НИОКР, цитируемости публикаций, развитию исследовательской инфраструктуры и др.). По этой причине фактор «научно-исследовательская активность» необходимо было исключить, чтобы избежать необоснованного занижения мест специализированных экономических вузов на фоне многопрофильных университетов (высокая оценка научно-исследовательской активности которых связана в главном с развитыми техническими направлениями).

На аналогичном основании из числа критериев, влияющих на итоговую оценку при составлении списка лучших экономических вузов, была исключена группа критериев «сотрудничество с работодателями»: бизнес-структуры гораздо охотнее вкладываются в подготовку кадров по техническим направлениям, чем в воспитание будущих экономистов и финансистов.

Таким макаром, расчет рейтингового функционала велся на основании следующих групп критериев: уровень преподавания, международная интеграция, ресурсная обеспеченность, востребованность среди абитуриентов, качество карьеры выпускников. Конкретные критерии из перечисленных групп опубликованы по ссылке. При составлении рейтинга учитывались как количественные статистические показатели, так и качественные оценки, полученные по итогам интернет-опроса целевых групп: студенты и выпускники, академическое и научное сообщество, представители компаний-работодателей. При подведении итогов опросов учитывались голоса только тех респондентов, кто оценивал вузы по направлению «экономика и управление» (другими словами не учитывались голоса опрошенных, выбравших для оценки разделы «технические, естественнонаучные специальности и точные науки», «медицинская сфера», «аграрная сфера», «педагогика»).

2. Подходы к составлению списка лучших вузов по техническим направлениям подготовки.

В первоначальный список анализируемых вузов, готовящих выпускников в сфере «технические, естественнонаучные специальности и точные науки», были включены 90 вузов-участников комплексного рейтинга вузов России «Эксперта РА»: технические вузы, также многопрофильные университеты – национальные, федеральные и классические.

Балл вуза рассчитывался по итогам суммы значений трех рейтинговых факторов: «качество образования» (вес = 0,5), «востребованность работодателями» (вес = 0,3) и «уровень научно-исследовательской активности» (вес = 0,2). Расчет рейтингового функционала велся на основании следующих групп критериев: уровень преподавания, международная интеграция, ресурсная обеспеченность, востребованность среди абитуриентов, качество карьеры выпускников, сотрудничество с работодателями, инновационная активность, научные достижения, инновационная инфраструктура. Конкретные критерии из перечисленных групп опубликованы по ссылке. При составлении рейтинга учитывались как количественные статистические показатели, так и качественные оценки, полученные по итогам интернет-опросов целевых групп: студенты и выпускники, академическое и научное сообщество, представители компаний-работодателей. При подведении итогов опросов учитывались голоса только тех респондентов, кто оценивал вузы по направлению «технические, естественнонаучные специальности и точные науки». Например, если голосующий выбрал для оценки иную сферу (например, экономическую или медицинскую) и отдал голос за МГУ, то этот голос не учитывался при подсчете баллов вузов по техническим направлениям и не влиял на распределение мест в списке технических вузов.