План-конспект занятия по теме — Транспорт
Цель занятия: Познакомить учащихся с видами транспорта, профессии людей, работающие в сфере транспорта; познакомить с видами специального транспорта.
- Раскрыть значение транспорта для людей.
- Обобщить и классифицировать представление малышей о передвижении человека по стране.
- Правила поведения в публичном транспорте, на остановках.
Развивающая: Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память.
Воспитывающая: Воспитывать почтение к труду людей.
Оборудование: Телек, видеомагнитофон, классная доска, видеокассета с мультом “Зима в Простоквашино”.
Для преподавателя: Карточки с изображением транспорта: воздушный, наземный, аква; особый транспорт.
Зрительный ряд: Фото. иллюстрации, рисунки, картинки разных видов транспорта; фото и иллюстрации: Кайеркана, Норильска, аэропорта “Алыкель”, Москва.
Для учащихся: Фишки разных цветов, альбомы, цветные карандаши.
- Организация начала занятия.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
- Разъяснение нового материала.
- Усвоение нового материала.
- Закрепление познаний.
- Практическая работа.
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1. Организация начала занятия.
Приветствие. Проверка наличия малышей по журнальчику и готовность их к занятию.
2. Проверка домашнего задания.
Преподаватель: О чем мы с вами гласили на прошедшем занятии? Чем занимались? (ответы малышей). А кто принес машинки-игрушки?
Рассматривая с детками машинки, спрашиваю:
3. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
Зачем люди выдумали машины? (чтоб облегчить труд людей, перевозить людей на далекие расстояния, путешествовать и т.д.)
Какие вы понимаете профессии людей, связанные с транспортом? (шофер, кондуктор, автомеханик и т.д.)
Что же это все-таки за волшебство — голубий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином? (Автобус).
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолет)
Под водой металлический кит –
Деньком и ночкой он не дремлет,
Деньком и ночкой под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)
Какой жеребец землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)
Какие городка находятся рядом с Кайерканом? (Норильск, Талнах).
Как добраться до этих городов? (Автобусом, маршрутным такси).
А можно ли полететь на самолете из Кайеркана до Норильска? (Нет, потому что расстояние невелико).
А можно ли доехать поездом? (Нет, у нас нет пассажирских поездов).
Кто знает, как это назвать одним словом? (Педагог показывает на фотографии и иллюстрации машин — Транспорт).
Транспорт. Сегодня тема занятия “Транспорт”.
4. Объяснение нового материала.
Летом все едут в отпуск на каникулы, отдыхать. Мы выбираем себе маршрут, покупаем билеты, собираем чемоданы, сумки.
А сейчас и мы с вами попробуем, отправимся в путешествие. Наш маршрут Кайеркан — Сочи. Сочи – это курортный городок, там много солнца, море, то, что нам на Севере не хватает. А что мы берем в дорогу? Самое необходимое: сумку или чемодан с вещами, ведь мы едим путешествовать и отдыхать не на один месяц и путешествие неблизкое.
Но как нам попасть в Москву? Мы летим из аэропорта на самолете. Как нам попасть в аэропорт, чтобы полететь на самолете? Вызываем такси до аэропорта. На самолете летим до Москвы. А дальше едим в поезде в город Сочи на море. До места отдыха мы добираемся на автобусе.
По порядку перечислите, пожалуйста, как и на чем мы добирались от Кайеркана до Сочи и сколько видов транспорта мы поменяли? (4: такси, самолет, поезд, автобус).
Молодцы! А где мы ждем автобус? (На остановке, где дорожный знак “Место остановки автобуса”).
Где мы выходим из автобуса? (На своей остановке, при движении автобуса кондуктор объявляет следующую остановку).
У кого мы покупаем билет за проезд? (У кондуктора).
Как садиться в автобус и как нужно вести себя в общественном транспорте – в автобусе? (Купить билет за проезд, пройти и сесть на свободное место).
Нужно ли уступать место в автобусе старшим?
Кто водит автобус? (Водитель) .
Можно ли громко разговаривать в общественном транспорте? (Нет, это мешает пассажирам, ведь некоторые едут на работу, а кто-то возвращается с работы домой).
Обращали ли внимание, как ведут себя люди во время поездки? Все ли ведут себя правильно? Правила поведения?
(За каждый правильный ответ ученики получают жетоны).
Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами и о которых мы только-только говорили? (Водитель – водит машину, кондуктор — распространяет билеты за проезд, автомеханик — ремонтирует машины и т.д.) .
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д. Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д. (объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта) .
Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?
0-1 Пожарная команда.
0-3 Скорая помощь.
Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием: пожарная машина – красный, чтобы видно было из далека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; милицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.
Мы столько узнали о транспорте. На какие группы можно разделить транспорт?
Транспорт: водный, воздушный, наземный, подземный.
Водный транспорт (морской и речной): теплоход, катер, баржа и т.д.
Воздушный транспорт: самолет, вертолет.
Наземный транспорт: автобус, легковые автомобили, трамвай, троллейбус, грузовые машины, поезда и т.д.
Есть и подземный транспорт: метро, подводный транспорт — подводная лодка.
Можно условно обозначить виды транспорта: водный — волнистая линия, воздушный — облако, наземный — прямая линия (педагог рисует на доске условные обозначения) .
Транспорт есть современный и старинный. Рассмотрим рисунки, где изображены различные виды транспорта.
Задание: накрыть фишками красного цвета современный транспорт, а фишками зеленого цвета – старинный транспорт (каждый ученик имеет задание на листе, которое он должен выполнить).
Кто скажет, почему мы называем транспорт старинным? (Так как раньше теплоходы и пароходы, поезда работали на дровах, на угле, были конные экипажи и т.д.)
Молодцы! Кто правильно выполнил задание – получает по 2 жетона как лучшим знатокам транспорта.
5. Усвоение нового материала.
Упражнение: найди лишнее слово:
автобус, сапоги-скороходы . самолет, ковер-самолет .
Молодцы! А сейчас назовите слова, которые не начинаются с буквы А:
автомашина, самолет, автобус, аэросани, велосипед .
Задание: Автомобиль какой марки с Дядей Федором и его папой застрял в снегу в преддверии Нового года на подъезде к деревне Простоквашино?
Просмотр отрывка мультфильма “Зима в Простоквашино” .
6. Закрепление знаний.
О чем мы сегодня говорили? (О транспорте) .
Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите. (Водный, воздушный, наземный ).
Что нужно сделать, если вы увидели пожар? По какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных? (Вызвать пожарную команду, позвонить 0-1).
Когда и по какому случаю вызывают милицию? (Если на улице дерутся, если грабят и т.д.).
Когда и по какому случаю вызывают скорую помощь? (Когда заболел человек, высокая температура, при аварии, переломы и т.д.)
Какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами? (Водитель, кондуктор и т.д.).
Умные машины продают билеты,
Добрые машины делают конфеты.
Строгие машины площадь подметают,
Сильные машины уголь добывают.
Славные машины сеют кукурузу,
Быстрые машины перевозят грузы.
7. Практическая работа
Мы столько говорили о транспорте и, наверняка, любой из вас любит рисовать. Задание: по точкам нарисуйте кораблик и раскрасьте, карандаши в коробочках.
8. Подведение итогов занятия
Сегодня все замечательно поработали, нарисовали красивые кораблики. За правильные ответы вы получили жетоны. Подсчитайте жетоны. Сколько их у вас? (Дети отвечают) .
Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено. Большое спасибо!