Приобщаем детей к науке с помощью игр

Диагностирование знаний детей на начало года.

Первые шаги в математику

Тема: «Закрепление счёта до пяти».

Цель: закрепление представления о количественных отношениях между числами. Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму; познакомить с ориентировкой на листе бумаги. Развивать память, воображение, мышление. Закреплять счёт в пределах 5. Воспитывать усидчивость, сосредоточенность.

Материал: тетради в клеточку, карандаши, наборы цифровых карточек, геометрические фигуры.

^ Метод. пр.: Волчкова В.Н. «Конспекты занятий по математике в старшей группе» с.14

Тема: «Наш садик – лучший в моем родном городе Северске».

Цель: Воспитывать интерес к истории своего сада, истории родного города. Развивать чувство гордости за то место, в котором живем. Воспитывать чувства патриотизма.

Материал: репродукции с видами Северска.

Метод. пр.: Алешина И.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» стр. 42

Тема: «Детский сад»

Цель: развивать умение самостоятельно делать постройку. Намечать последовательность возведения постройки. Учить договариваться друг с другом, совместно возводить постройку. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: строительные наборы.

Метод. пр.: Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд» с. 67.

^ Дидактические игры на восприятие цвета (предварительная работа к аппликации)

Экскурсия по детскому саду «Кто, где работает?»

Цель: Формировать представления о профессиях взрослых, работающих в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду.

Рассказать о профессиях взрослых, работающих в детском саду, об их профессиональных атрибутах; познакомить с простейшим планом детского сада, обсудить с детьми правила поведения в детском саду и в группе.

^ Индивидуальная работа по формированию математических представлений (дидактические игры)

Праздник «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: создать радостное настроение. Дать понятие о том, что 1 сентября не только праздник школьников и учителей, но и тех, кто собирается в школу. Объяснить детям, для чего надо ходить в школу. Формировать мотивационную готовность к школе.

Развлечение Моя семья – лучшая на свете! Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Педагогическая статья: «Педагоги и родители»

«Роль питания в детском возрасте»

Провести родительское собрание на тему: «Познакомить родителей с годовыми задачами на новый учебный год».

Наглядная информация для родителей: Коллективный альбом «Веселое лето»

Задание родителям: принести в детский сад расческу, спортивную форму, чешки….

Родительская мастерская: помочь в оснащении атрибутами с/д игр Больница, Парикмахерская, Дом.

Посоветовать родителям, устроить дома торжество по случаю начала учебного года во всей стране.

Тема: Составление рассказа по отдельным эпизодам сказки У.Диснея «Новоселье гномов».

Связная речь. Учить детей составлять рассказ по отдельным эпизодам прочитанной сказки.

Грамматика. Учить детей самостоятельно соотносить названия сказочных персонажей (гномов) с их изображениями, анализируя смысл слов – названий и характерных особенностей этих персонажей.

^ Звуковая культура речи. Уточнить и закреплять правильное произношение звуков л, ль, р, рь в изолированном виде, в словах и фразах; учить различать эти звуки на слух и в произношении, выделяя из фраз слова с этими звуками; учить чётко и внятно произносить их.

Материал. Иллюстрация к сказке.

Метод.рекомендации: см. см. О. С. Ушакова,«Развитие речи детей 5-6 лет», стр.104-108.

Тема: «Учимся слышать звуки».

Цель: учить определять место звука в слове; учить правильно произносить услышанный звук. Совершенствовать речевой аппарат при помощи артикуляционной гимнастики. Развивать усидчивость, воспитывать интерес обучению грамоте.

Материал: азбука, азбука -дерево, картинки с предметами.

^ Метод. приёмы.: Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать» стр. 12

Беседы с детьми о летнем отдыхе, о любимых игрушках. Развивать умение составлять короткие тексты-описания.

^ Индивидуальная работа по развитию речи.

Составление детьми сюжетных и (или) описательных рассказов по своим рисункам на тему «Веселое лето» (Развивать связную речь)

Разыгрывание ситуаций приветствия, прощания на игрушках, ситуации извинений и просьбы о совместных играх (умение вести диалог, умение договариваться)

^ Индивидуальная работа (словесно-игровые упражнения, речевые игры, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика)

Словесные игры, беседы

Речевые дидактические игры, разучивание скороговорок.

Предложить родителям подготовить совместно с ребенком небольшой рассказ о летнем отдыхе, принести фотографии.

Рисование Тема: «Я и мои друзья» (обводка цветными карандашами)

^ Программное содержание. Учить придавать знакомому предмету новый образ с помощью дополнительных деталей цветными карандашами. Развивать наблюдательность и воображение. Упражнять детей в соотнесении слова и движения рук, пальцев.

^ Раздаточный материал. Альбомные листы, ножницы с тупыми концами, простые и цветные карандаши.

Метод. рекомендации: См. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. с.63-64, зан.№ 53, c.63-64

Тема: «В детском саду» (Коллективная работа. Лепка из пластилина)

Программное содержание. Развивать умение согласованно выполнять общую работу. Учить лепить фигуры людей в движении, передавать их пропорциональное соотношение. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Развивать творчество, умение работать коллективно.

^ Раздаточный материал. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Метод. рекомендации: См. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. с.63-64, c.41-42, занятие № 27.

^ Конкурс рисунков, в которых дети отражают свои летние впечатления. Потом составить коллективный альбом «Веселое лето»

Индивидуальная работа по лепке, учить сглаживать поверхность формы пластилина.

Аппликация «Символ семьи» – подарок для любимых папочек и мамочек.

Чтение художественной литературы

^ Тема: Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц.

Программное содержание: Учить детей понимать эмоционально — образное

Содержание сказки, её идею; развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц.

Материал: Иллюстрация к сказке, картинка « Волк и бараны»; русские пословицы и поговорки (см. прил.).

^ Метод. рекомендации: см. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 170.

В книжном уголке выставка книг посвященных Дню Знаний. Напомнить детям о правилах обращения с книгами и поведении в книжном уголке.

Чтение 1-ой главы из книги Е. Яниковской «Я хожу в детский сад»

Чтение стихотворений, сказок, загадок, беседы, рассматривание иллюстраций

о детях в семье и детском саду.

^ Индивидуальная работа (чтение стихотворений, сказок, загадок, беседы)

Порекомендовать продолжить дома чтение глав книги Е. Яниковской «Я хожу в детский сад», с последующим обсуждением.

Рассматривание семейных фотографий летнего отдыха. (Поделиться с детьми впечатлениями)

С/Р игры «Семья едет отдыхать», «Мама ведет детей в садик, а старшего брата провожают в школу» (воспитатель создает условия для новых игр, содержание которых опирается на рассказы детей об их летнем отдыхе, важных семейных событиях.

^ Дать представление о новом статусе детей: Они уже воспитанники старшей группы.

Тема: « Мы приходим в детский сад»

Разыгрывание с помощью сказочных героев ситуаций встречи и прощания. Обсуждение, как нужно вести себя при встрече, как обращаться к взрослым.

( учить соблюдать правила этикета при встрече и прощании в детском саду, формировать доверительные отношения с сотрудниками детского сада и сверстниками)

Рассказать детям, что 1 сентября во всех школах начался учебный год и у нас в садике дети тоже многое узнают и многому научатся (способствовать созданию положительного отношения детей к началу учебного года)

Общение, проблемно-игровые ситуации, чтение художественной литературы, этические беседы, рассматривание картин, иллюстраций.

Размещать на сайте группы информацию для родителей о жизни детей в детском саду.

ХБТ в уголке сюжетно-ролевых игр.

Протереть пыль, помыть атрибуты игр. Учить детей выполнять начатое дело до конца, гордиться результатами своей работы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Коллективная уборка игрушек по своим местам;

поддержание порядка в своих кабинках;

дежурить по-очереди, выполняя разные поручения;

Труд на клумбе и на площадке

(приучать детей к порядку, чистоте, развивать желание трудиться, воспитывать желание помочь)

Сбор материала для коллекций, наблюдение за трудом взрослых.

Напоминание правил безопасного поведения на лестнице, в коридорах детского сада (не бегать, не толкаться, держаться за перила) (Учить правилам безопасного поведения при перемещении по детскому саду)

Проблемно-игровые ситуации, дидактические игры, настольно-печатные игры

Диагностирование знаний детей на начало года.

^ Первые шаги в математику

Тема: «Мы-группа» «Знакомство с понятием «точка»; закрепление счёта до пяти».

Цель: знакомство с понятием точка; закрепление представления о количественных отношениях между числами. Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму; познакомить с ориентировкой на листе бумаги. Развивать память, воображение, мышление. Закреплять счёт в пределах 5. Воспитывать усидчивость, сосредоточенность.

Материал: тетради в клеточку, карандаши, наборы цифровых карточек, геометрические фигуры.

^ Метод. пр.: Волчкова В.Н. «Конспекты занятий по математике в старшей группе» с.14

Цель: Учить делать игрушки из природного материала и соизмерять при этом её части, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать желание сделать игрушку красивой.

Материал: различный природный материал, пластилин

Метод. пр.: Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд» с.79.

^ Экскурсия по территории детского сада рассмотреть и отметить все изменения, которые произошли за лето. Как изменились деревья, клумбы, растения на огороде. Что изменилось на нашей площадке? Что изменилось в нашей группе. Наблюдения и уход за растениями в группе и на клумбе на площадке (Развивать внимание и память детей, обогащать словарный запас новыми словами, учить правильно стоить фразы)

— Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).

Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. От­метить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.

— Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут об­лака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, сделать вывод, когда бежать легче и по­чему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

Опыты. а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет; б) Солнце про­гревает предметы. Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга.

Развлечение: Викторина: «Путешествие в страну знаний». Формировать мотивационную готовность к школе.

Педагогическая статья: «Пример и авторитет взрослых»

Медицинская статья: «Очень важно помнить: ковырять в носу — вредно»

Рекомендация для родителей: «Внешний вид»

Наглядная информация для родителей:

«Режим дня детей шестого года жизни»

Родительская мастерская: обновить ширму для театральной гостиной.

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».

^ Связная речь. Учить детей пересказывать текст, передавая интонацию при характеристике персонажей.

Словарь и грамматика. Активизировать употребление в речи глаголов, учить соотносить предмет и производимое с ним действием. Упражнять дошкольников в образовании названий детёнышей животных в единственном и множественном числе, обращать внимание детей на то, что они не всегда являются производными от названий взрослых животных.

Материал. Игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).

Метод.рекомендации: см. программа «Тропинки»,«Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 50-52.

Тема: «Слова состоят из звуков».

Цель: Продолжать учить определять место звука в слове. Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание научиться читать.

Материал: дерево-азбука, картинки с предметами, тетради, цветные карандаши.

^ Метод. приёмы.: Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать» стр. 15

Учить принимать участие в общих разговорах на темы из личного опыта, свободно высказываться.(К,С)

^ Индивидуальная работа по развитию речи

Придумывание сюжета игры с помощью рисунков на листе бумаги.

Составление детьми описательных рассказов о созданных рисунках («Дети на зарядке»), разыгрывание конфликтных ситуаций, произошедших в группе с маленькими фигурками человечков, объяснение как надо было поступить (Развивать навыки совместного сюжетосложения, описательную речь детей, умение вести диалог) ( К, С)

Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей. (Побуждать детей рассказывать о событиях в детском саду) Богдан, Вероника, Дима.

Тема: «Дети на зарядке» (рисование цветными карандашами)

^ Программное содержание. Учить рисовать людей, соблюдая соотношение головы и тела по величине. Учить передавать в рисунке положение рук и ног при выполнении детьми упражнений зарядки. Развивать творчество.

^ Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши.

См. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. с.66, занятие № 56.

Тема: «Человечек» (Бархатная бумага. Аппликация из шерстяных ниток)

^ Программное содержание: Познакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге. Развивать фантазию и воображение при создании задуманного образа. Развивать мелкую моторику рук.

^ Раздаточный материал: Бархатная или наждачная бумага, несколько отрезков шерстяных ниток (нитка длиной 10см – туловище, нитка длиной 5 см – голова, четыре нитки длиной 2,5 см = руки и ноги).

^ Метод. рекомендации: См. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. с.40-41, занятие № 28.

Рисование забавных рожиц палочками на песке (развитие фантазии и чувства юмора)

^ Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук при выкладывании узора из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

Индивидуальная работа по рисованию (учить рисовать человечков во весь рост)

Разглядывание иллюстраций человечков в разных позах.

Чтение художественной литературы

^ Тема: Рассказывание русской народной сказки «Хвосты».

Программное содержание: Учить детей осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов.

Материал: Иллюстрация к сказке « Хвосты».

Метод. рекомендации: см. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 179.

Чтение стихотворений, сказок, загадок, беседы, прослушивание записей, рассматривание иллюстраций о детях и их играх.

^ Этикет и ситуации общения

Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты».

Цель: учить быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях. Закреплять умение говорить друг другу комплименты; учить радоваться самим, когда они делают другим приятное. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: сказка Тайц Я. «Кубик на кубик», Ди «Комплименты».

^ Метод. пр.: Волчкова В.Н. «Познавательное развитие в старшей группе» стр. 130

Обсуждение и создание эмблемы группы, напоминание правил поведения в группе (помогать детям осознавать себя членом детского сообщества, усвоить правила поведения, установленные в группе; развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы)

Индивидуальные беседы с родителями о толерантности детей друг к другу. Федя, Настя, Тема, Захар

ХБТ в уголке конструктора и настольно-печатных игр.

Протереть пыль с полок, помыть крупный конструктор. Учить детей выполнять начатое дело до конца, гордиться результатами своей работы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Коллективная уборка игрушек по своим местам;

поддержание порядка в своих кабинках;

дежурить по-очереди, выполняя разные поручения; (приучать детей к порядку, чистоте. развивать желание трудиться, воспитывать желание помочь)

^ Труд в природе. Совместно с воспитателем осуществлять уход за растениями и животными в уголке природы. Уход за букетами срезанных цветов. На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.

Приобщаем детей к науке с помощью игр

Беседа о том, как вести себя в коридоре, ходить по лестницам, избегать травмоопасных ситуаций при нахождении рядом с дверями и др. Напоминание правил при выходе на прогулку, перемещениях по детскому саду (закреплять представления о безопасном поведении в помещениях детского сада и на его территории)

^ Первые шаги в математику

Тема: «Знакомство с понятиями «геометрическая фигура» и «геометрическое место точек»».

Цель: формировать представление о геометрических фигурах; развивать память, логическое мышление. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику рук; упражнять в счёте до 5 и умение соотносить количество с цифрой. Воспитывать интерес к науке математике.

Материал: счётные палочки, карточки для счёта, цифровые карточки, тетради, карандаши.

^ Метод. пр.: Волчкова В.Н. «Конспекты занятий по математике в старшей группе» с.15

Предметный и рукотворный мир

Тема: «Найди предметы, облегчающие труд человека в быту».

Цель: продолжать знакомить с бытовыми проборами, обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться. Закрепить представление о том, что разные предметы имеют разное назначение. Воспитывать желание помогать взрослым.

Материал: бытовые приборы.

Метод. пр.: Дыбина О.В. «Рукотворный мир» стр. 40.

Тема: «Фургон и грузовик»

Цель: Учить отражать в конструировании своеобразие архитектурного стиля, назначение содержаний, преобразования постройки. Закреплять конструктивные навыки (приставлять, прикладывать, комбинировать детали). Воспитывать интерес к создаваемым постройкам.

Материал: строительный материал (большой и маленький).

^ Метод. пр.: Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд» с.64.

— Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).

— Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить обла­ка по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким ока­жется облако, если его потрогать.

— Наблюдения за дождем. Дожди идут часто; ввести понятие моросящий дождь. Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний или осенний.

— Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока ос­таются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Под­вести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения на клум­бе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли растений.

Опыты. «Почему песок хорошо сыплется?»; «Танец горошин»; «Что любят растения?»; «Где живут зернышки?»

Педагогическая статья: «Истоки доброты»

Медицинская статья: «Не шмыгать носом! У ребёнка потекло из носа»

Консультация врача, мед.сестры по интересующим вопросам родителей.

Наглядная информация для родителей: «Что должен уметь ребёнок пяти лет» (завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, завязывать шарф и др.

Родительская мастерская: принять участие в подготовке участка к холодному периоду.

Тема: Составление короткого рассказа по скороговорке.

Связная речь. Учить детей составлять короткий рассказ по скороговорке.

^ Словарь и грамматика. Закреплять использование в речи сложноподчинённые предложения.

Звуковая культура речи. Закрепить правильное произношение звуков с и ц ; учить детей дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками; развивать умение произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно) и с различной силой голоса (громко, тихо, шёпотом).

Звуковая культура речи.

Материал. Шесть пирамидок (ёлочек, кубиков); игрушки и предметы: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыплёнок, слон (в названиях предметов должны быть звуки с и ц ).

Метод.рекомендации: см. О.С. Ушакова,«Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 48-50.

Тема: «Знакомство с буквой А и гласным звуком [а]».

Цель: познакомить с понятиями «буква» и «гласный звук»; учить определять место звука в слове; учить правильно произносить гласный звук. Познакомить с понятием «слоги» и с делением слова на слоги. Совершенствовать речевой аппарат при помощи артикуляционной гимнастики. Развивать усидчивость, воспитывать интерес обучению грамоте.

Материал: азбука, азбука -дерево, картинки с предметами, где есть звук [а]; схемы для деления слов на слоги.

^ Метод. приёмы.: Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать» стр. 12.

Индивидуальная работа (обучение грамоте): (работа со словарем, словесно-игровые упражнения, речевые игры, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, чтение художественных произведений, беседы работа в тетрадях, артикуляционная гимнастика)

Словесно-игровые упражнения, речевые игры, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика о транспорте в городе.

Ди на обогащение словаря.

Игровые упражнения, дидактические игры, словесные игры, чтение художественных произведений, беседы о жизни людей в городе.

Тема: «Фрукты» Часть 1 (рисование гуашью)

^ Программное содержание. Познакомить детей с новым жанром живописи — натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта) Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить детей рисовать натюрморт, состоящий из предмета сервировки и фруктов, передавая форму, размер и расположение предметов.

^ Демонстрационный материал. Репродукция натюрморта, ткань, муляжи 2-3 фруктов в низкой однотонной вазе или тарелке.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши.

См. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. с.14-15, занятия № 5, 6.

Аппликация Тема: «Поезд» (Цветная бумага. Коллективная работа. Объемная аппликация из вырезанных частей предмета)

^ Программное содержание: Учить детей складывать лист пополам, сглаживать линию сгиба. Закреплять умение преобразовывать сложенный гармошкой прямоугольник в четыре одинаковых квадрата и вырезать круги. учить составлять целое из готовых форм и располагать окна на одном уровне. Закреплять умение оформлять аппликацию графическим изображением с помощью фломастеров.

^ Демонстрационный материал: Картинка с изображением поезда.

Раздаточный материал: вырезанные из цветной бумаги прямоугольники, ножницы, клей, кисти для клея, тряпочки, клеёнки-подкладки.

^ Метод. рекомендации: См. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. с.35-37, занятие № 24.

Индивидуальная работа по смешиванию цвета гуаши и получению новых оттенков. В совместной деятельности попробовать придать натюрморту цвета гуашью.

Выставка поделок из овощей и фруктов (нестандартных) «Шутки сада и огорода»

Развлечение: «Урожай у нас хорош» Закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах, о том, чем они полезны для организма человека, о том, что в них много витаминов. Воспитывать стремление к здоровому питанию. Постановка сказки «Репка»

Индивидуальная работа по аппликации. Учить детей складывать лист пополам, сглаживать линию сгиба. Закреплять умение преобразовывать сложенный гармошкой прямоугольник в четыре одинаковых квадрата и вырезать круги.

Привлечь родителей для помощи детям в подготовке к выставке поделок из овощей и фруктов(нестандартных) «Шутки сада и огорода»

Чтение художественной литературы

^ Тема: Чтение чувашской сказки « Мышка Вострохвостик».

Программное содержание: Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать его идею; закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать и объяснять смысл пословиц; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения; формировать навыки творческого рассказывания; обогащать словарь детей новыми словами (ладья, берёзовая лычка.)

Материал: Сказка «Мышка Востохвостик».

^ Метод. рекомендации: см. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 182.

В книжном уголке выставка книг оформленных Е. Рачёвым. Напомнить детям о правилах обращения с книгами и поведении в книжном уголке.

Чтение стихотворений, сказок, загадок, беседы, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, рассматривание иллюстраций о жизни людей в городе.

Общение, проблемно-игровые ситуации, чтение художественной литературы, рисование на социальные темы, этические беседы, рассматривание картин, иллюстраций о мире людей, о взаимоотношениях детей.

Беседа «Приходите, гости дорогие, я вас угощу» (Познакомить детей с основными правилами этикета за столом: сидеть, выпрямив спину, не класть руки на стол, кушать с закрытым ртом.)

ХБТ в природном уголке. Протереть пыль с полок, помыть крупные листья. Учить детей выполнять начатое дело до конца, гордиться результатами своей работы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

^ Труд в природе. Уборка участка от листьев, сбор осенних листьев, семян цветов и других растений. Сбор овощей на огороде.

Рассматривание картин, дидактические игры(моделирование структуры трудового процесса), предметный и рукотворный мир, наблюдение и труд в уголке природы, игровые ситуации.

^ Первые шаги в математику

Тема: Улицы города. Знакомство с понятием «линия».

Цель: закреплять с чёт до 6 используя палочки Кюизенера, формировать умение рисовать точки и образующее линию множество точек. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, память, логическое мышление. Воспитывать усидчивость, желание заниматься математикой.

Материал: палочки Кюизенера, тетради, карандаши, логические блоки Дьенеша.

^ Метод. пр.: Волчкова В.Н. «Конспекты занятий по математике в старшей группе» стр.17

Тема: «Магазин игрушек»

Цель: закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба. Развивать творческие способности, воображение, фантазию. Познакомить с понятием «оригами». Воспитывать усидчивость и терпение, желание доводить начатое до конца.

Материал: цветная бумага

Метод. пр.: Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд» с.68.

— Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).

— Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насе­комых стало мало. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах, в воздухе. Пона­блюдать с детьми за паучком, как он на паутинке перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свер­нется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух — разносчи­ков болезней.

— Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору де­рева, кто — в землю, кто — в засохшую листву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

— Изменения погоды в солнечный и пасмурный дни. Небесные светила (Солнце, звезды, Луна). Изменение цвета листьев на участке, в лесу, на лугу. Травянистые растения и деревья. Листья клена, дуба, березы. Линька кошек и собак.

Опыты. «Умный нос»; «Друзья»; «Поиск воздуха».

Педагогическая статья: «Формирование навыков самообслуживания»

Медицинская статья: «Грибы детям не друзья»

Наглядная информация для родителей: «Прогулки в природу осенью»

Информация на сайте о требованиях к одежде детей в осенний период.

Родительская мастерская: принять участие в подготовке участка к холодному периоду.

Тема. Составление короткого рассказа по содержанию стихотворения «Обед».

Связная речь. Учить детей составлять короткий рассказ по содержанию стихотворению «Обед», а также описательный рассказ о предметах посуды.

^ Словарь и грамматика. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размеру, назначению, правильно называя определения-прилагательные (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный ); активизировать употребления в речи слов противоположного значения (антонимов) (глубокая — мелкая, большой — маленький, высокий — низкий ); закреплять умение классифицировать предметы по качеству. Учить образовывать одноструктурные наименования предметов посуды (хлебница, сахарница, супница).

Материал. Предметы посуды: тарелки (глубокая — мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображением предметов посуды.

Метод.рекомендации: см.«Развитие речи детей 5-6 лет», с. 65-68.

^ Тема: «Знакомство с буквой У и гласным звуком [у]».

Цель: закреплять понятие, что гласные звуки произносятся голосом, звук можно тянуть, петь. Продолжать учить определять место звука в слове, учить находить в окружающей обстановке предметы в которых есть звук [у]. Учить составлять и читать слоги АУ и УА. Учить зарисовывать слово АУ при помощи схем. Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание научиться читать.

Материал: дерево-азбука, картинки с предметами на букву У, тетради, цветные карандаши.

^ Метод. приёмы.: Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать» стр. 15

Беседы: «Почему осень называют золотой»; «Куда и почему улетают птицы»

Д/Игра «Посуда» (Закрепить представления детей о посуде, ее многообразии и назначении, развивать память, внимание, логическое мышление, восприятие.)

Ди Транспорт нашего города. Какого транспорта нам не хватает?

Словесная игра «Так ли это?» (вопросы, касающиеся города), « Назови ласково», « Один -много» « Кто знает, пусть продолжает»,« Назови лишнее слово»,

Д.и. « Разрезные картинки» « Узнай здание по силуэту» (Знакомые картинки нашего города)

^ Коррекционная работа с агрессивными детьми на снятие напряжения

Рисование Тема: «Гжельская чашка» (рисование гуашью)

^ Программное содержание. Познакомить детей с гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, украшать бордюр чашки простыми элементами росписи (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками). Учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета.

^ Демонстрационный материал. Керамическая посуда гжельских мастеров (чашки, блюдца, кувшины, вазы, чайники, подносы). Образцы элементов гжельской росписи.

^ Раздаточный материал. Шаблоны чашек из картона, белая и синяя гуашь, тонкие кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки.

См. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. с.25 — 26, занятие № 17.

Тема: «Стол и стул» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить предметы из знакомых форм (квадратных дисков и столбиков), соблюдая пропорции и соотношение частей по размеру. Закреплять умение пользоваться стекой, аккуратно и плотно соединять части предмета. Развивать мелкую моторику.

^ Раздаточный материал. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Метод. рекомендации: См. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. с.63-64, c.22-23, занятие № 10.

Игра на развитие творчества, фантазии «Когда я вырасту большим…» (Рисование своего образа в будущем)

^ Индивидуальная работа. Учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета.

Чтение художественной литературы

^ Тема: Чтение норвежской народной сказки «Пирог».

Программное содержание: Учить детей находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев похожих сказок («Пирог» и «Колобок»); учить замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Материал: Иллюстрация к сказке.

Метод. рекомендации: см. Программа «Тропинки» О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр. 189.

Беседа: «Удивительные превращения пирожка» (Дать детям представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.) (К,З)

Беседы, игровые ситуации, чтение художественной литературы, дидактические игры, рисование на социальные темы, этические беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотоальбомов о родном крае, знакомство с народными традициями,

ХБТ в уголке физкультурных игр.

Протереть пыль, помыть атрибуты игр. Учить детей выполнять начатое дело до конца, гордиться результатами своей работы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

^ Труд в природе. Украшение центра природы красивыми растениями и цветами, осен­ними листьями, овощами, фруктами. Устройство выставки «Дары природы».

Хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание.

Рассматривание картин о труде людей в городе, дидактические игры (моделирование структуры трудового процесса), предметный и рукотворный мир, наблюдение и труд в уголке природы, игровые ситуации

Тема: «В мире опасных предметов».

Цель: закреплять представление об опасных предметах для жизни и здоровья, с которыми мы встречаемся в быту; закрепить знания об их необходимости для человека и о правилах их использования. Развивать мышление, память, речь; обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к новым знаниям.

Материал: наглядно — дидактический материал, 12 альбомного листа для каждого, фломастеры.

^ Метод. пр.: Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» стр. 8 -13

Беседы и чтение художественной литературы о безопасности на улицах и дорогах в городе, о безопасности дома, проблемно-игровые ситуации, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Беседа с родителями на тему: «Почему вашему ребёнку нельзя одному гулять во дворе»

Разучивание песен об осенних изменениях в городе.