Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду»
В текущее время, сфера образования в Русской Федерации претерпевает суровые конфигурации. Дошкольное образование, согласно закону № 273-ФЗ об образовании, включено в структуру основного общего образования. Вместе с этим появился ряд новых нормативных документов, отражающих всю компанию работы в дошкольной сфере «заного». Это введение Единых требований к квалификации специалистов ДОУ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального стандарта педагога. Изменить сознание взрослых людей — специалистов, отношение ко всей организации работы в дошкольной сфере — вот основная задача «революции» в дошкольном образовании.
В соответствии с ФГОС ДО произошло обновление содержания образования, а именно, программа нашего дошкольного учреждения направлена на индивидуализацию и социализацию образовательного процесса, где ребёнок становится субъектом образования, активным в выборе содержания своего образования. Научить ребенка хотеть быть успешным — вот основная задача детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития. И обязательно, организовать родителей, создать условия и для развития мотивации родителей учавствовать в образовании своих детей — дошкольников.
Важная задача сегодня — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, сначала, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, также умений наблюдать и экспериментировать.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только лишь увлекательное, да и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.
«Роботоконструирование» из конструкторов последнего поколения, программирование, исследование, также общение в процессе работы предоставляет уникальную возможность для детей дошкольного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Программа рассчитана на детей 5–7 лет. Работая индивидуально, парами или в командах, дети смогут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Применение конструкторов LEGO WeDO в детском саду, позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников, организовать их творческую и исследовательскую работу, в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Целью использования программы «Робототехника в детском саду» является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Конструирование последнего поколения создано для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в внешнем мире, творческих способностей. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций — умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.
Роботоконструирование — это не только лишь создание роботов, да и программирование. Программа позволяет выявить одарённых детей и обеспечить соответствующие условия для их технического развития, предоставляет дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям. Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения и вызовет заинтересованность и понимание со стороны родителей.
Цель программы. формирование основных навыков роботоконструирования.
- Развитие познавательного интереса к робототехнике и информатике.
- Формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
- Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативки, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
- Воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями;
конструктор LEGO WeDO Education 9585 (по количеству детей);
компьютеры (по количеству детей), проектор, экран.
Планируемые результаты освоения программы
формирование устойчивого интереса к робототехнике;
формирование умения работать по предложенным инструкциям;
формирование умения творчески подходить к решению задачи;
формирование умения довести решение задачи до работающей модели;
формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю подгруппой по 8 человек, по 25–35 минут:
- 1 занятие: Знакомство с конструктором Lego WeDo, правилами работы в компьютерном классе, сборка модели по инструкции.
- 2 занятие: Знакомство с программным обеспечением, программирование модели.
Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Робототехника в детском саду», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в процессе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
- Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М. Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013.
- Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П. «НАУКА», 2011.