Советы абитуриентам, поступающим в ВУЗ
- Выбирайте не учебное заведение, а профиль будущей работы, учитывая собственные наклонности и способности. Обратите внимание на перспективу трудоустройства по выбранной специальности, ее социальную значимость, престижность, уровень будущих доходов.
- Приобретите новый справочник для абитуриентов, т.к. в течение года могло произойти много изменений. Просмотрите внимательно списки специальностей, по которым ведется подготовка в каждом учебном заведении, т. к. сейчас многие учебные заведения готовят не только по традиционным специальностям, но, порой, и по совсем неожиданным. Выясните, есть ли ограничения или особые требования к состоянию здоровья по выбранной специальности, и соответствует ли состояние Вашего здоровья этим требованиям. После этого составьте список заинтересовавших Вас учебных заведений.
- Посетите выбранные учебные заведения в Дни открытых дверей, при этом обратите внимание на. уровень организации работы с абитуриентами, профессионализм и общий уровень компетентности консультантов приемной комиссии, техническое оснащение учебного заведения, наличие научной школы и определенных традиций, контингент учащихся. опыт подготовки по выбранной Вами специальности. Предварительно продумайте список вопросов, на которые Вы хотели бы получить ответ, задавайте эти вопросы консультантам приемной комиссии учебного заведения..
- Особое внимание обратите на наличие права учебным заведением выдавать дипломы государственного образца, для чего необходимо поинтересоваться наличием лицензии и аккредитации учебного заведения, а также лицензии на Программу обучения по данной специальности. Если это для Вас важно, поинтересуйтесь, есть ли в учебном заведении военная кафедра, предоставляется ли для учащихся отсрочка от службы в армии.
- Сделав выбор учебного заведения, в которое Вы хотели бы поступить, подумайте о 2-х, 3-х альтернативных вариантах.
- Внимательно прочитайте правила приема в выбранное учебное заведение в текущем году (в приемной комиссии). Обратите внимание на условия приема, т.е. какие экзамены надо будет сдавать, какова форма сдачи ( письменно, устно), какие формальные критерии конкурсного отбора ( составляющие проходного балла), каков уровень требований по предметам, есть ли возможность зачета вступительных экзаменов другими результатами ( выпускными школьными экзаменами, выпускными экзаменами подготовительных курсов, результатами централизованного тестирования, олимпиадными работами, оценки аттестата).
- Существуют ли факторы, повышающие Ваш шанс поступления в выбранное учебное заведение.
- Очень важная информация об условиях приема – расписание приемных экзаменов и требование сдачи подлинника аттестата при подаче документов. Было бы неплохо, если в выбранные альтернативные учебные заведения принимали копии аттестатов, и расписание экзаменов в них не совпадали. Тогда можно рискнуть и поступать одновременно в несколько мест.
Где можно проконсультироваться по поводу выбора профессии и трудоустройства:
- Центр содействия занятости и профориентации молодежи «Вектор»
Вознесенский пр. 25
Запись на профконсультации тел.314-72-45, 314-74-28
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование
Слайд 2
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Слайд 3
Цели Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Слайд 4
Задачи: Получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; Дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; Выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Слайд 5
Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Слайд 6
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Слайд 7
Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Слайд 8
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Слайд 9
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Слайд 10
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Слайд 12
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе. 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Слайд 13
II этап 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
Слайд 14
III этап 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Слайд 15
IV этап 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Слайд 16
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Слайд 17
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе — выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности; — поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; — планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; — осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль- тирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории; — проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; — создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики; организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; — организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся; — осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся; — организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения; — курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).
Слайд 18
Учителя-предметники: способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д. — обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще трудовые, профессионально важные навыки; — способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; — проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; — адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Слайд 19
Социальный педагог: — способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; — оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; — осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; — оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Слайд 20
Школьный психолог: — изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; — проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; — осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; — способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; — приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; — оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; — создает базу данных по профдиагностике.
Слайд 21
Направления и формы работы. Организационно-методическая деятельность Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Слайд 22
Работа с учащимися — Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры — Консультации по выбору профиля обучения (инд. групп.). — Анкетирование — Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия) — Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Слайд 23
Работа с родителями — проведение родительских собраний, (общешк. классн.); лектории для родителей; — индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей учащихся; — привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами; — привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций; — помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; — помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; — избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников; — создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д
Слайд 25
Наиболее типичные ошибки в выборе профессии: — Следование чужим советам, выбор за компанию; Выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии; Отсутствие существенной информации о профессии или специальности; — Незнание своих собственных особенностей и т.д.
Слайд 26
Спасибо за внимание! Варламова Евгения Николаевна – педагог-психолог ЦПМСС Красносельского района Санкт-Петербурга