Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Разработка дополнительных общеобразовательных программ в текущее время вызывает много вопросов и является одной из главных заморочек.Впредставленных материалах переосмыслены подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ в свете нового законодательства об образовании.

Ключевики:дополнительное образование деток, образовательная программка, дополнительная общеобразовательная программка, разработка, нормативно-правовые основания разработки образовательной программки.

Современная система дополнительного образования деток переживает глубочайшие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению базовых основ, на которых оно было выстроено. А именно, в свете нового законодательства модифицируются подходы к разработке образовательных программ, которые сейчас рассматриваются как главные структурно-функциональные элементы образовательной системы, выступают средством и объектом правового регулирования образовательных отношений.

Понятно, что преподаватели дополнительного образования находятся в особенной позиции — они должны без помощи других разрабатывать дополнительную общеобразовательную программку с учетом запросов деток, потребностей семьи, образовательной организации, социально-экономических и государственных особенностей общества.

Но эта ситуация сейчас осложняется происходящей нормативно-правовой реорганизацией:

— вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Русской Федерации» [13];

— проект «Проф эталона преподавателя дополнительного образования малышей и взрослых» находится на рассмотрении Государственным советом при Президенте Русской Федерации по проф квалификациям;

— подлежат пересмотру Уставы образовательных организаций (в период до 01.01.2017);

— начинается процедура переоформления бланков лицензий на ведение образовательной деятельности;

— выдвигаются новые требования к содержанию образовательных программ.

Кроме перечисленного, наблюдается развитие практики разработки региональных советов, определяющих статус, структуру и содержание дополнительных общеобразовательных программ, хотя разработка таких советов не предусмотрена законодательством и не может являться неотклонимым требованием для образовательных организаций. Но, в силу позиции учредителя, разработчикам образовательных программ напрашиваются установки, время от времени даже противоречащие законодательно установленным положениям (к примеру, создание «рабочих программ» по дополнительному образованию деток!).

В этой связи появляется острая необходимость дать практикам ориентиры, находящиеся в правовом поле, а у практиков, в свою очередь, появляется потребность научиться верно разрабатывать, оформлять и предъявлять собственный главный документ — образовательную программку.

Актуальность представленных материалов предопределена бессчетные запросами преподавателей о правилах разработки дополнительных общеобразовательных программ и отсутствием объяснений положений действующего законодательства по составлению и оформлению этих документов со стороны органов управления образованием.

Дополнительное образование в русской образовательной системе обеспечивает непрерывность образования, осуществляется параллельно нормативному вектору — обучению по главным образовательным программкам, — не является уровнем образования и, соответственно, не имеет (и не может иметь!) федеральных муниципальных образовательных эталонов.

Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели производит образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программкам (ФЗ ст.23), другими словами, как и во всех образовательных организациях, в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программки, которые определяют содержание образования (ФЗ ст.12, п.1).

Понятие «образовательная программка» общеизвестно, но при всем этом его содержательное заполнение отличается нескончаемым многообразием. В литературе и в нормотворческой практике сложилось несколько подходов к истолкованию содержания понятия «образовательная программка». В большинстве случаев под «образовательной программкой» понимается [5]:

— документ, в каком фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, направленный на определенную тематику план и учебный планы, методы и способы их реализации, аспекты оценки результатов в критериях определенной образовательной организации;

— нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программки, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;

— личный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот либо другой уровень образованности, в согласовании со эталоном, гарантированным этой программкой;

— совокупа учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям малыша, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;

— организационно-управленческое познание, позволяющее воплотить принцип личной ориентации образовательного процесса через определение критерий, содействующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и способностями установленного эталона образования;

— определение «вида грядущего» и организация своей деятельности в движении к нему.

В образовательном контексте «учебная программка» представляет собой короткое систематическое изложение содержания учебного материала по определенному предмету и описание объема познаний, умений и способностей, подлежащих усвоению [10, с. 491]. Но «учебная программа» и «образовательная программа» — понятия не тождественные, они не совпадают как по своему содержанию, так и по образовательно-правовому статусу.

Исходя из обозначенного выше, очевидно, что все представленные подходы к понятию образовательной программы отражают собой какую-то грань этого элемента системы образования и, конечно, по этой причине могут быть приняты во внимание при анализе.

Однако действующий Федеральный закон № 273 дает нормативное (законодательное) определение понятия «образовательная программа»: комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, также оценочных и методических материалов (ФЗ ст.2, п.9).

Но в законе нет прямого определения понятия «дополнительная общеобразовательная программа», но, очевидно, как и другие образовательные программы в других образовательных организациях, дополнительная образовательная программа (ФЗ ст. 2, п.9):

— представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),

— представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, также оценочных и методических материалов.

Данное в Федеральном законе № 273 понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога-разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки.

Дополнительная общеобразовательная программа — это:

— нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;

— программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

«На образовательные программы, — отмечает Б. В. Куприянов, — распространяются все общепедагогические принципы (наглядность, системность, последовательность и т. д.). Однако при реализации этих принципов в организациях дополнительного образования ярко проявляется диалектичность. А именно, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает не только лишь соответствие учебного материала возрастным нормам, но возможность значительного опережения отдельными учащимися своих сверстников и даже более старших учащихся в освоении содержания образования» [2].

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы», которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие и которые имеют разные сферы реализации, что, в свою очередь, связано с разными подходами к их финансированию.

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14), а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным предпрофессиональным программам (ФЗ ст. 75, п.4).

Дополнительные общеразвивающие программы направлены на [2]:

— создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;

— удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;

— оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;

— накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Общеразвивающие программы, не выделяют каких-либо приоритетов среди многообразных способностей человека и развивают «многие свойства личности понемногу» [12], не ориентируя на подготовку деятелей культуры и мастеров спорта, в отличие от предпрофессиональных программ.

Отличительные особенности дополнительных общеразвивающих программ:

— преобладание развития общих способностей личности над специальными;

— приоритет развития универсальных учебных действий;

— развитие общей культуры, также познавательной, физической, социальной, творческой активности личности;

— развитие мобильности и адаптируемости личности.

Цель дополнительной общеразвивающей программы имеет обобщенный и несколько абстрактный характер, связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат. Цель может быть направлена на: развитие учащегося в целом или каких-то определённых способностей; формирование у учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться; формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств; художественно-эстетическое/ интеллектуальное/ духовно-нравственное/ физическое развитие; обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т. п.

Задачи — способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся:

обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;

развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;

воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе.

Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на (ФЗ ст.75, п.1): формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного стиля жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает (ФЗ ст.75, п.1): их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [6] (п.3), «образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

— формирование и развитие творческих способностей учащихся;

— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, также в занятиях физкультурой и спортом;

— формирование культуры здорового и безопасного стиля жизни, укрепление здоровья учащихся;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

— выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, также лиц, проявивших выдающиеся способности;

— профессиональную ориентацию учащихся;

— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

— подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

— социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

— формирование общей культуры учащихся;

— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (2014 г.) [1], «на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

— создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, также в занятиях физкультурой и спортом, научно-техническим творчеством;

— формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

— формирование культуры здорового и безопасного стиля жизни, укрепление здоровья учащихся;

— подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».

Согласно Федерального закона № 273-ФЗ (ст.12) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями, если иное не установлено Федеральным законом. Данная позиция полностью относится и к дополнительным общеобразовательным программам: содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 75, п. 4).

Таким макаром, отбор содержания дополнительных общеразвивающих программ относится к компетенции образовательной организации и законодательством фактически не регламентируется.

В связи с этим, опираясь на нормативные документы, можно предложить некоторые методические подходы, позволяющие образовательной организации разработать дополнительные общеразвивающие программы.

В текущее время нет официально разработанной и рекомендованной элементами управления образованием структуры дополнительной общеобразовательной программы. По традиции большинство педагогов продолжают ориентироваться на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844) [7]. Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации [8], которые являются, на самом деле, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта. Но как было отмечено выше, новый закон об образовании вступил в силу 1 сентября 2013 года. Уже два года система образования развивается в новом контексте. Понадобилось время на осмысление концептуальных законодательных положений. Так, а именно, действующий Федеральный закон № 273 определяет место и новую роль образовательной программы в системе образования и дает прямое нормативное определение этого понятия.

Попытаемся представить структуру дополнительной общеобразовательной программы, соответствующую новому законодательству.

Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает: 1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.

Рассмотрим более детально содержание структурных компонентов программы.

Титульный лист программы (лат. Titulus — «надпись, заглавие») — первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

1. Комплекс основных характеристик дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

направленность (профиль) программы — техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9);

актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы;

отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;

объем программы — полное количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);

срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

1.2. Цель и задачи программы:

цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;

задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

1.3. Содержание программы:

учебный план — содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме.

содержание учебно-тематического плана — это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

1.4. Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

2.2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы — помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы;

2.3. Формы аттестации — зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д. разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы;

2.4. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

2.5. Методические материалы — обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т. п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

3.Список литературы — включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

В нормативных документах зафиксированы еще некоторые особенности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ ст.75, п.1). А в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны ежегодно обновлять эти программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (п.11) [6].

Таким макаром, содержание дополнительной общеобразовательной программы зависит не только лишь от психического развития, состояния здоровья и возраста учащегося как адресата программы, да и от государственной образовательной политики, которая почти во всем отражает уровень социально-экономического развития общества и государства, также от спроса детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.

И главное — если понятие «образовательная программа» закрепляется законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны вписываться в законодательно установленные рамки, другими словами должны в своей структуре содержать обозначенные структурные элементы. В противном случае, документ не может называться «образовательной программой». Следовательно, привычная для всех структура дополнительной общеобразовательной программы должна быть пересмотрена и переформатирована под требования законодательства. Каждая образовательная программа должна «вписываться» в законодательно установленные рамки и содержать в своей структуре обозначенные в законе компоненты. Если по каким-то причинам этого разработчик программы сделать этого не может, то он разрабатывает и реализует все что угодно, только не образовательную программу.

Обозначенные позиции свидетельствуют о том, что дополнительное образование детей нуждается сегодня в проработке нормативной базы, задающей требования к деятельности образовательных организаций вообще и к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, а именно.

1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] — URL: (Дата обращения 05.01.2017)

2. Куприянов Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования. [Электронный ресурс] — URL: (Дата обращения 05.02.2017)

3. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис. д- ра пед. наук: 13.00.01: М. 2004 436 c.

4. Понятие, правовая природа и структура образовательной программы [Электронный ресурс] — URL: (Дата обращения 06.06.2017)

5. Оглоблин К. А. Стратегия подготовки педагогов физической культуры к валеологической деятельности в образовательной среде вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт- Петербург, 2009

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] — URL: (Дата обращения 06.12.2014)

7. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).

8. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL: фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7–02

9. Пустовит Е. А. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы//Вектор науки ТГУ. № 1 (23), 2013. с.365–369 [Электронный ресурс] — URL: /(дата обращения: 31.05.2017)

10. Современный словарь иностранных слов — М. 1991

11. Теплоухова Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Теплоухова Л. А. — Ижевск, 2012. — 26 с.

12. Учебно-методический комплект для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций дополнительного образования//Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций [Электронный ресурс] — URL: 273-фз.рф/obuchenie/moduli/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7–01 (Дата обращения 31.05.2017)

13. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: (Дата обращения 03.03.2017)