Теория и практика

Теория и практика — философские категории, обозначающие духовную и вещественную стороны общественно-исторической предметной деятельности людей: зания и преобразования природы и об-ва. Т. — итог публичного духовного производства, формирующего цели деятельности и определяющего средства их заслуги, имеющийся в форме развивающихся понятий о предметах людской деятельности. В отличие от старенькой, эмпирической и позитивистской (а именно, прагматической) т. зр. марксистская философия рассматривает П. не как чувственный личный опыт личности, опыт ученого и т. п. П. — это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие об-ва, и сначала беспристрастный процесс вещественного производства, представляющий базу жизни людей, также революционно-преобразующая деятельность классов и все др. формы практической публичной деятельности, ведущие к изменению мира. В познании именно П. является его основой и критерием истины. Деятельность людей всегда целесообразна. На заре человеческой истории присваивающий труд наших предков, знавших лишь половозрастное его разделение, также был целесообразным: цель определялась родовым ритуалом общения как наглядным образцом поведения и связанных с ним представлений и эмоций. Производство идей, представлений, сознания было вплетено здесь в «язык реальной жизни» (Маркс), в ритуальное «означивание» средств и способов деятельности. Но ни особой теоретической деятельности, ни Т. еще не было. Общественное разделение труда на земледелие и скотоводство привело к возникновению труда производительного, впервые обособившего произ-водстию средств производства (напр. обработка земли для посева и посев) от производства средств потребления (сбор, хранение, переработка урожая), что привело в свою очередь к распаду кровнородственных общностей, а вместе с ними — и ритуальной формы це-леполагания. Однако данное разделение труда имело более отдаленные фундаментальные последствия: такие, как отделение умственного труда от физического и классовое расслоение об-ва. Вместе с ними формируются и предпосылки возникновения и обособления Т. и п. Производство средств производства не удовлетворяет непот средственные жизненные потребности. Оно служит основой для реализации конечных общественных целей, а его собственные цели требуют организации труда и управления им. Так впервые появляется особая форма труда, предметом к-рого стал не сам по себе природный объект, а производственная деятельность с ним, ее средства и способы, лишь во всеобщей форме отражающие свойства самих объектов. Напр. планировать будущую работу на невспаханном поле — это значит видеть его еще пока не существующие реально границы, идеальной линией отгораживать поле от необрабатываемых территорий. Обособившаяся в общественном разделении труда деятельность, предметом к-рой служат общезначимые способы и средства целесообразного изменения объектов, в условиях классового расслоения общества, когда «голова заставляет рабо-, тать чужие руки», отрывается от собственно материально-практической деятельности, от П. превращаясь в особое духовное производство, где господствует уже умственный труд. О разделением труда на умственный и физический происходит действительное отделение друг от друга Т. и п. их превращение в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Развитие «чистой» Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших скачков в истории человечества, позволило людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину

Теория и практика

мира. С др. стороны, единство Т. и п. стало не таким явным. На этой основе и в купе с характерным для частнособственнического об-ва индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на Т. как на результат индивидуального пассивного созерцания «теоретиком» окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. «Отныне сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики. » (Марко К.| Энгельс Ф. т. 3, с. 30). Капиталистический способ производства, обобществивший труд и развивший невиданные до него производительные силы, создает объективные предпосылки для преодоления отрыва Т. от П. При всем этом неизмеримо повышается роль Т. не только лишь в процессе производства. Практическое движение масс, направленное на ликвидацию буржуазного строя, соединяется с передовой марксистской Т. раскрывающей объективные законы об-ва и направляющей всю деятельность партии пролетариата на достижение научно осознанной цели — коммунизма. С освобождением труда и ликвидацией классовых антагонизмов, устранением противоположности между умственным и физическим трудом исчезают объективные условия для разрыва и противопоставления Т. и п. Строительство социализма и коммунизма невозможно без органической связи Т. и п. без постоянного теоретического обобщения практического опыта народных масс, без внедрения в П. передовой научной Т.