В школах вводят слово Божие

С 1 сентября сегодняшнего года калужские школьники будут учить "Базы православной культуры". Приказ о включении этого предмета в школьную программку уже подписан. Новейшую дисциплину введут и в школах Владимирской области. А в Калининградской области "Базы православной культуры" изучают уже пару лет. В большинстве школ этот предмет пока будет факультативным — предки, ну и сами преподаватели против обязаловки в таком пикантном вопросе, как уроки религии. Но даже если в ряде школ "Базы православной культуры" станут неотклонимой дисциплиной, у родителей все равно остается право выбора

— Желаю выделить: учить детям "Базы православной культуры" либо отрешиться от этого предмета, предки будут решать сами, — сказала "Известиям" замминистра образования, культуры и спорта Калужской области Татьяна Курская. — Об исследовании Закона Божия либо отправлении религиозных обрядов на уроках речи не идет.

По словам Курской, с предложением об исследовании основ православия выступила местная епархия, которая, в отличие от представителей других конфессий, не только лишь напористо продвигала эту инициативу, да и вполне взяла на себя расходы по обучению учителей, пригласив для этой цели педагогов столичного Свято-Тихоновского православного института. Представители других конфессий, по словам Курской, с такими предложениями в региональное Министерство образования не обращались.

Комментируя нововведение Минобраза, президент еврейской общины Калужской области Захар Сэр отдал осознать "Известиям", что он от него не в экстазе:

— Такие вопросы обычно дискуссируются с ролью общественности. Если б сразу с "Основами православной культуры" школьники изучали базы культуры мусульманской, церковной, иудейской, это было бы полностью нормально. Если же только православную — это не совершенно корректно. Мы тоже желали бы участвовать в просвещения школьников и говорить об иудаизме. Тем паче что в прошедшем году в области была принята программка воспитания толерантности, на которую выделены немалые средства, и кто-то их уже удачно освоил. Но ответа от заместителя губернатора Евгения Кенига, которому я направлял письмо, я до сего времени не получил.

Во Владимирской области ситуация похожая — "Базы православной культуры" в школах будут учить в согласовании с областным законом. В областном Институте увеличения квалификации работников образования заканчивается подготовка учебной литературы для учеников 5-9-х классов. Как рассказала "Известиям" ведущий специалист областного департамента образования Оксана Барбарович, "в 38 школах области "Основы православной культуры" уже введены в виде факультативного курса". По ее словам, переход к обязательному изучению предмета будет осуществляться по мере переподготовки учителей и издания учебно-методической литературы.

Школьников Калининградской области стали приобщать к основам православия еще 18 месяцев назад.

— Этот предмет относится к так называемым региональным компонентам, — сообщила "Известиям" ведущий специалист регионального Министерства образования Анастасия Хребтова. — Введение дисциплины себя полностью оправдало. Предмет интересный, приобщает школьников к истории возникновения христианства. И пользуется большой популярностью: сегодня уроки по основам православия проводятся в 200 школах области.

Новый предмет преподают вполне светские преподаватели. Несмотря на то что "Основы православной культуры" включены в обязательную школьную программу (по итогам курса в аттестате зрелости выставляется зачет), в региональном Минобразования предусмотрели нюансы.

— Данная дисциплина читается только тем детям, чьи родители написали заявление, что не возражают, — пояснила Анастасия Хребтова. — Поэтому каких-то межконфессиональных инцидентов по этому поводу не было.

— Мои родители — мусульмане-сунниты, и я — мусульманка, но посещаю эти уроки с большим интересом, — рассказала старшеклассница Рената Ахмедова. — В области, где 90 процентов жителей — христиане, не знать историю православия просто глупо.

Сергей Ждакаев, Леонид Новиков, Илья Стулов

"Мы не учим детей обрядам, мы учим их православной культуре"

"Не все так гладко начиналось, — вспоминает с улыбкой калининградский преподаватель истории и культурологии Ирина Истомина, не скрывающая своих атеистических взглядов. — Первый семинар на теологическую тему лично у меня закончился свалкой. Сторонники и противники Бога вышли на переменке за школу и устроили форменный мордобой".

Первый лицей города Балтийска географически является одним из самых западных учебных заведений страны. Основы православной культуры здесь преподают уже шестой год.

— Мы являемся первопроходцами этой дисциплины, — с плохо скрываемой гордостью говорит Ольга Кулешова, автор многочисленных монографий и учебных пособий по этому предмету. Педагогическая специализация Кулешовой звучит на первый взгляд необычно — преподаватель духовно-нравственных дисциплин. В свой предмет она попросту влюблена:

— Когда мы вводили основы, нас многие спрашивали: зачем? А у нас другого пути не было. Область — анклав. Дети о России только по телевизору слышали. И так корни оставлены за тысячу километров, если еще свою культуру потеряем, не сохраним, то какие же мы русские? Русские — не в смысле национальности, а в смысле объединяющего понятия.

Подобную идеологию прекрасно понимают и родители. Несмотря на то что в лицее обучается немало переселенцев из Средней Азии и Закавказья, за шесть лет от курса основ православной культуры отказались только пять учеников.

— Какой-то из них мусульманин, остальные сектанты, — пояснила причины отказа Ольга Кулешова. — Мы не учим детей молитвам, мы учим их православной культуре, сопутствовавшей становлению нашего государства. Нам за наших детей стыдно не будет. Никогда.

Тема урока сегодня в 4-м "Б" — "Дарование Закона Божия" — начинается с изучения отнюдь не православной сказки Андерсена "Самое невероятное". Незамысловатый сказочный сюжет. Тот же "Дневной дозор", только с поправкой на гуманный XIX век. Силам созидания и добра противостоят злоба и насилие. А на часах, изготовленных чудо-мастером, пророк Моисей дарит людям заповеди Божии. Дети есть дети, и их восприятие услышанных заветов гораздо глубже и не ординарнее, чем толкования в тех же учебниках и взрослых книгах.

— Как понимать: "Не сотвори себе кумира"? — спрашивает класс Ольга Кулешова, и вверх вздымается лес рук.

За хрестоматийной версией: "Есть Бог, и не нужно верить липовым идолам" — следуют и поболее оригинальные предложения.

— Не стоит верить и внешности поп-звезд, они на вид симпатичные, а внутри мы не знаем, чем они дышат. Тот же Киркоров обхамил женщину. Не стоит им поклоняться.

— Идолы — это компьютер и телевизор. Они портят наше зрение.

Еще больше интересной расшифровки удостоилась заповедь "Не убий".

— Она касается всех нас. Ведь часто убивают не ножом, а словом. Или можно сорвать сердце маме плохими оценками или плохим поступком.

— А что такое Бог, по-вашему? — спрашивает Ольга Кулешова под занавес урока, и на секунду в классе становится тихо.

— Бог — это любовь, — после некоторой паузы совершенно серьезно с места шепчет Антон, и его одноклассники согласно кивают головами.

Покидая гостеприимную школу, я точно понял: за этих школяров из 4-го "Б" действительно не будет стыдно.

Из "Основ социальной концепции Русской православной церкви"

"Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах конецформыначалоформы по желанию детей или их родителей, также в высших учебных заведениях. Священноначалие должно вести с государственной властью диалог, направленный на законодательное и практическое закрепление реализации международно признанного права верующих семей на получение детьми религиозного образования и воспитания".

"Школы должны оставаться светскими "

Гульнур Газиева, пресс-секретарь Совета муфтиев России: Совет муфтиев неоднократно заявлял, что государственные школы должны оставаться светскими, а основы конфессиональных знаний должны даваться в частных религиозных школах, зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством. Если государство заинтересовано в распространении религиозных знаний, то оно может оказать содействие этим частным школам, предоставив, например, налоговые льготы.

"Такой предмет следует изучать факультативно"

Борух Горин, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России: В многонациональной и многоконфессиональной школе появление в качестве обязательного предмета изучения основ любой конфессии будет носить деструктивный характер, будет способствовать разделению учеников по национальному и религиозному признакам. Мы уважаем православную культуру, но считаем, что такой предмет следует изучать факультативно или в религиозных школах.

На Западе школьники молятся уже не первое столетие

В почти всех западных учебных заведениях существует традиция коллективных молитв. Школьники молятся на вступительных экзаменах и перед футбольными матчами, в коридорах или в специально отведенных комнатах.

— Все государственные школы Великобритании должны в течение учебного дня выделять время для коллективной молитвы, — рассказал "Известиям" представитель британского Министерства образования. — Правда, по статистике это требование выполняют лишь 80% школ. Среди учеников могут быть представители разных вероисповеданий, и вместе молиться их заставлять нельзя. В этом вопросе мы стараемся быть максимально гибкими. Так что каждому ученику предоставляется право не участвовать в молитвах. Для этого родители ребенка должны подать в школу соответствующее заявление. При всем этом они не обязаны объяснять, почему их сын или дочь отказывается молиться.

Парламент принял закон об образовании (куда входит и глава о молитвах) еще в 1944 году. Однако практика коллективных молитв уходит корнями в XVIII век.

США

Примерно с сих пор "в массовом порядке" молились и американские школьники. Так было до 1962 года — когда Верховный суд США объявил, что обязательные молитвы противоречат Конституции. Какое-то время школы строго выполняли предписание, однако постепенно публичные молитвы стали возвращаться в стены учебных заведений. Так, после череды громких судебных дел в некоторых штатах ученикам разрешили молиться на выпускных экзаменах.

В 2000-м в Америке появилось движение "30 секунд на коленях". Его последователи (их уже более миллиона) каждый день перед занятиями читают молитву, стоя на коленях перед своими личными шкафчиками.

— У школьников могут быть проблемы с родителями, депрессия или несчастная любовь — молитва им в любом случае поможет, — говорит "Известиям" основатель движения, пастор из Пенсильвании Том Киплинг. — Однажды мне позвонил студент из штата Айова. Они с друзьями хотели присоединиться к нашему движению, но директор школы запретил им вместе молиться в коридорах, потому что опасался судебных разбирательств. Пришлось разговаривать с местными юристами: добровольная коллективная молитва не нарушает закон США.

Здесь обязательная молитва в школах запрещена.

— Мы — светское государство, — пояснила "Известиям" пресс-секретарь французского Министерства образования Мирелль Сибил. — Представители многих религий должны уметь уживаться вместе. Очень показательна тут история с запретом носить хиджабы в наших школах.

Автор учебника "Основы православной культуры" Алла Бородина: "Воспитанием в вере педагог не должен заниматься"

Для обучения школьников основам православной культуры уже написан учебник. Его автор — главный редактор издательства "Основы православной культуры". Правозащитники два года через суд пытались доказать ксенофобский характер первой редакции учебника. Сама же Бородина считает свой курс культурологическим и уверена, что на него существует социальный заказ. С автором учебника побеседовала корреспондент "Известий" Ольга Тимофеева.

В школах вводят слово Божие

известия. Как вы занялись "Основами православной культуры"?

Алла Бородина: Я изучала искусство и литературу, занималась методикой преподавания литературы и культуры и пришла к выводу, что без основ православия невозможно глубоко понять произведение. Как знакомить школьников с Микеланджело, Репиным? Так я встала перед проблемой отсутствия религиозно-познавательного содержания в школе. Пришлось разрабатывать недостающий блок. За десять лет моего труда ни на один учебник не было выделено ни копейки.

известия: Как отнеслась к вашему курсу церковь?

Бородина: Я получила награду Русской православной церкви — орден Преподобного Сергия Радонежского III степени. С нами работают, нам помогают самые уважаемые иереи, духовным руководителем нашего издательского проекта стал один из самых авторитетных священников России — отец Александр Шаргунов.

известия: Курс должен быть культурологическим или религиозным?

Бородина: Религиозное образование должно оставаться за рамками школьной программы. Так считает и православное священство. Воспитанием в вере учитель не должен заниматься. Хотя мои книги православное священство и рекомендует для воскресных школ, но не взамен Закону Божьему.

известия: Ваша цель — дать представление о религии или воспитать в христианском духе?

Бородина: Воспитание — это патриотизм, христианское отношение к другому, как к себе, к святыням, ответственность за семью. Идет речь о культурологическом образовании, необходимом и верующим, и неверующим. Религиозная же жизнь — личное дело каждого.

известия: Мог бы предмет "Религии мира" заменить "Основы православной культуры"?

Бородина: Конечно, нет. Этот предмет — и учебники по нему — появился давно, но никого он не заинтересовал, социального заказа на него не было.

Академик Виталий Гинзбург: "Что может понимать в религии маленький ребенок?"

Лауреат Нобелевской премии по физике — убежденный противник введения в школе предмета "Основы православной культуры". О причинах своего неприятия новой дисциплины он рассказал корреспонденту "Известий" Наталье Коныгиной.

Виталий Гинзбург: Я убежденный атеист. Но я также убежденный сторонник свободы совести: если ты хочешь верить — верь себе на здоровье. Это очень важно подчеркнуть, так как люди часто отождествляют атеистов с воинствующими безбожниками.

известия: Вы вообще против религиозных уроков в школе?

Гинзбург: Исторически сложилось, что очень многое в жизни людей связано с религией. Искусство и художественная литература содержат массу ссылок на то или иное религиозное событие, на Библию. Всякий культурный человек, верит он или не верит, должен быть знаком с Библией. Ну и с Кораном тоже. Поэтому в школе должно быть религиоведение, обязательное для всех. Оно может быть частью курса истории, но это уж чисто технический вопрос. Курс не обязан иметь целью пропаганду православия или, наоборот, атеизма. Если вам преподают математику, это не значит, что хотят, чтобы вы математикой занимались всю жизнь.

известия: Вопросы, которые вы считаете "техническими", являются скорее камнем преткновения.

Гинзбург: Как назвать предмет и читать ли его отдельно — это действительно техническая вещь. Главное — чтобы курс был небольшой. Принципиальный вопрос — кто будет его читать. Безусловно, религиоведение должен преподавать светский человек. Православная церковь, к сожалению, под разными вывесками хочет преподавать закон Божий, да еще маленьким детям! Это возмутительно. Даже на заре христианства, насколько я знаю, маленьких детей не крестили, вопрос веры был должен решаться взрослым человеком. Что может понимать в религии маленький ребенок? Мой отец был верующим человеком, я помню себя в 10 лет — я тоже тогда верил в Бога, так как ничего не понимал.

известия: Вы предлагаете преподавать религиоведение в старших классах?

Гинзбург: В шестом-седьмом уже можно.

известия: Сейчас в российских школах много детей мигрантов. Может, изучение православия поможет им ассимилироваться в обществе, которое сильно связано с православной культурой?

Гинзбург: Поможет, но не закон Божий, а религиоведение. Там расскажут, и что такое православие, и что такое мусульманство.

известия: Сейчас много говорят о падении нравственности и духовности. Подозреваю, что те, кто ратует за "Основы православия", надеются, что этот предмет поможет эту нравственность и духовность поднять.

Гинзбург: Заповеди есть во всех религиях. Религии аккумулировали внутри себя все хорошее, что было выработано человечеством даже независимо от веры в Бога. К тому, что не надо воровать и убивать, люди пришли до Христа и Магомета. Если б я преподавал религиоведение, я бы сказал, что все основные религии формально призывают к добру. Другое дело, что на практике во всех религиях сколько угодно жуликов. Но таково человеческое общество, ничего не поделаешь.