Возрождение раздельного обучения

В США в бедных районах все чаще используют отдельные классы для мальчиков и девочек — это заметно повышает дисциплину, и не так заметно успеваемость, утверждают директора школ. Традиционные сторонники точки зрения «все люди вообще одинаковые» в ярости и п

Вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек, казалось бы, остался в далеком прошлом. Для XIX века подобное обучение было само собой разумеющимся. В России в провинциальных городах гимназисткам и гимназистам иногда не разрешалось даже гулять по одной и той же стороне бульвара — и за этим следили школьные надзиратели. Необходимость раздельного обучения воспринималась как данность в мире. Даже если не было возможности создать раздельные школы или классы, то проводилось жесткое разделение внутри класса. Вспомним Тома Сойера — в классе, где он учился, девочки сидели в одной половине комнаты, а мальчики — в другой. Пересаживание в «девчачью половину» было одним из ужаснейших наказаний для провинившихся мальчиков.

Двадцатый век постепенно уничтожил эти различия навсегда. Так мы считали, по крайней мере. Однако, к концу 20 — началу 21 столетия выяснилось, что вопрос о раздельном обучении не только лишь не закрыт, но, наоборот, становится все более и поболее актуальным. Споры, как выяснилось, никогда не затихали, но они особенно обострились после выхода в 1992 году знаменитой книги Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» (John Gray. Men are from Mars, Women are from Venus). Эта книга, которая за прошедшие десятилетия многократно переиздавалась, четко сформулировала позицию, которую поддержали многие психологи — мужской и женский мозг устроены по-разному. Применительно к образованию отсюда делались совершенно четкие выводы — мальчиков и девочек необходимо учить по-разному, применяя различные методы, и, может быть, даже делая упор на различные предметы.

Эти идеи вызвали бешеное сопротивление феминисток, считающих, что все различия между мужчинами и женщинами — это всего лишь проявление гендерных стереотипов, обеспечивающих подавление женщин в обществе. Правда, это мнение тоже разделяют не все. Известная писательница Кристина Соммерс (Christina Hoff Sommers) написала книгу «Война против мальчиков» (War against boys), доказывая, что никакого угнетения девочек в американском образовании не существует, а, напротив, мальчики часто подвергаются дискриминации.

Это, однако, не разрешило вопрос о преимуществах совместного или раздельного обучения. Среди многих доводов, выдвигавшихся в пользу раздельного обучения, важное место занимает мысль о том, что дети в раздельных классах или школах учатся лучше. Девочки более эмоциональны, а мальчики — более подвижны и склонны к буйным играм, а иногда и насилию. Девочки предпочитают изучение литературы, музыки, искусства, а мальчики — точные и естественные науки.

Вопрос о том, являются ли эти различия врожденными или приобретенными в результате воспитания и давления общества, остается открытым.

При всем этом многие сторонники раздельного обучения как раз говорят, что такая организация процесса не только лишь помогает детям не отвлекаться на противоположный пол и не заставляет их вести себя вызывающе в надежде привлечь к себе внимание, но к тому же дает возможность как раз преодолеть существующие стереотипы. Девочки, которые не знают, что они должны отставать от мальчиков при изучении математики, прекрасно ею занимаются. Точно также и мальчики в классе без девочек с увлечением изучают музыку и литературу.

Делались попытки сравнить академические успехи школьников в совместных и раздельных школах, но до ближайшего времени подобные исследования были не слишком показательны. В американских школах раздельное обучение сохранялось практически исключительно в религиозных или частных школах, другими словами там, где в главном учатся дети богатых родителей, где мало учеников в классах и существует большая нацеленность на академические успехи. Как отделить социальную составляющую от гендерной было не совсем ясно.

Однако в ближайшее время в США начали снова создаваться раздельные школы или по крайней мере раздельные классы, причем происходит это в главном в неблагополучных районах, где живет беднота.

Возрождение раздельного обучения

В 2004-2005 учебных годах само мало в 122 государственных школах возникли классы с раздельным обучением, и по крайней мере 34 школы перешли полностью на раздельное обучение. А за прошедшие с того времени годы число таких школ и классов явно возросло, потому что они пользуются популярностью и у детей, и у родителей.

Не нравятся эти школы только все этим же феминисткам, которые видят в этом возрождение сегрегации и утверждение старинных стереотипов. Было начато уже несколько судебных процессов, и в результате в штате Луизиана и в Западной Вирджинии школы вернулись к полностью совместному обучению.

Появилось множество исследований, спорящих с идеями Джона Грея и его последователей, и утверждающих, что различия в устройстве мозга мужчин и женщин не так велики. Так, нейробиолог Лиза Элиот (Lise Eliot) в своей книге «Розовый мозг, голубой мозг» (Pink Brain, Blue Brain), полемизируя с названием книги Грея, заявила: правильнее сказать, что мужчины произошли из Северной Дакоты, а женщины — из Южной Дакоты.

Однако педагоги, похоже, не очень согласны с такими выводами. Во всяком случае директора и учителя школ, в каких введено раздельное обучение, считают, что они добиваются больших успехов. О резком подъеме успеваемости могут сказать не все, хотя не следует забывать, что идет речь о школах, в которых учатся в основном неблагополучные дети. А вот уменьшение дисциплинарных нарушений отмечается практически повсюду, где были введены раздельные классы или созданы раздельные школы.

Правительство требует от таких школ, чтобы родители обязательно имели возможность выбора и могли сами решать, в каком классе будут учиться их дети. Острота споров от этого, однако, не ослабевает.

Ведутся подобные споры и у нас в стране, он пока что они в основном сводятся к высказываниям традиционалистов, считающих, что мальчиков надо воспитывать как будущих солдат, а девушек — как будущих матерей. Так что введение раздельного обучение может как раз иметь целью утверждение стереотипов в самом вульгарном варианте. Но будем надеяться, наших детей минует чаша сия.