Выбор профессии лёгких путей нет
Счастливо отысканная профессия приносит человеку истинное ублажение. Но как посодействовать ребенку отыскать свое дело, не навязав при всем этом желания и амбиции родителей? Психолог Анна Ульянова поведала "Летидору", на какие моменты стоит направить внимание, думая о будущей профессии малыша и непременно беря во внимание при всем этом его устремления.
Побеседуем о выборе профессии – того дела, которому взрослый человек отдаёт огромную часть собственного времени, собственных хлопот и интересов. Если ему нравится дело, которым он занимается, если он радуется результатам собственного труда, тогда он готов идти вперёд по избранному пути. Тогда он благополучен психологически и его близкие не мучаются из-за его отвратительного настроения, его злости и других последствий духовного дискомфорта – депрессии, алкоголизма и иных заболеваний, истоки которых лежат в конфликте человека с его своим образом жизни.
Слово "выбор" в нашем разговоре ключевое. На теоретическом уровне право выбора должно принадлежать человеку от рождения, идёт ли речь о выборе актуального пути либо спутников на этом пути. Дорога никогда не бывает прямой и нету на ней конкретных указателей. Всякий раз на каждом повороте, как в российской притче, человеку приходится делать выбор: "Пойдёшь вправо …, пойдёшь влево …".
Взрослый человек сам должен ставить цели и выбирать маршрут. Подталкивают к принятию решений люди и происшествия, а ещё больше — неконтролируемые потоки инфы. Ребёнку нужна помощь. К 13 годам у него формируется общее, ещё не очень чёткое представление о том, чем он будет заниматься, когда вырастет. И пока ваш ребёнок ещё не ушёл из-под вашего крыла, самое время посодействовать ему обусловиться.
К 13 годам у него формируются общие, ещё не очень чёткие представления о том, чем он будет заниматься, когда вырастет. Это может случиться под воздействием подруг либо компаньонов, "за компанию" – пойду в мореходку, как Андрюха, либо стану бортпроводницей, как соседка Юля. Идея может возникнуть из желания быть похожим на известных персонажей фильмов или телешоу. Нередко над ребёнком довлеют фамильные традиции, когда девочка знает с детских лет, что будет учительницей, как мама, а мальчик – врачом, как дед.
Это собственные незрелые взгляды подростка, которые могут не раз ещё измениться на пути к его истинному призванию. Умные родители не станут игнорировать его желания, но найдут способы поощрить его поиски и тактично повлиять на выбор пути. Пока ребёнок ещё не ушёл из-под родительского крыла, самое время помочь ему определиться, найти верный баланс между его подростковыми, не вполне осознанными желаниями и взрослым опытным взглядом на скрытые в профессиях трудности и изъяны.
Выбор и предназначение: ключевые моменты
Для начала важно объяснить подростку, что лёгкие пути ведут в тупик, что за успехом в любом деле стоѝт упорный труд. Расскажите ему (или ей), что триумф балерины оплачен десятками часов ежедневных упражнений в классе до стёртых в кровь пальцев; что достижения учёного с мировым именем подготовлены годами неустанных исследований; что маляр-плиточник, который так красиво отремонтировал вашу ванную комнату, был должен долго учиться и на практике овладевать этим ремеслом, а теперь клиенты рекомендуют его своим знакомым, и работа его достойно оплачивается. Главное – выбрать путь и идти к цели упорно и с достоинством. Тогда результат затраченных усилий принесёт радость, которую не сравнить ни с какой другой. Это радость творца.
Пока ваш ребёнок рядом, пока он не повзрослел окончательно, только ваш внимательный взгляд разглядит в нём будущего мастерового, инженера-изобретателя или ветеринара, музыканта, художника или профессионального военного.
Флегматичный или авантюрный, рассеянный или сосредоточенный, усидчивый или гиперактивный – именно вы, рядом с ним, вы понимаете его темперамент, оцениваете его природные склонности и способности. Вы видите, что его увлекает, и к чему он остаётся равнодушным. Поговорите с ним о прославленных личностях и о знакомых, которые могли бы послужить ему примером. Расскажите ему о разных профессиях, рядовых или героических, и спросите его: "А ты хотел бы, а ты мог бы, а тебе было бы интересно?"
Разумеется, выявить предназначение к конкретной профессии практически невозможно, но можно определить сферу интересов и направить подростка в наиболее подходящее для него русло. Родители в состоянии сделать это до того как ребёнок окончит школу, поступит в наиболее доступный вуз и предстанет по его окончании в качестве соискателя вакансии перед менеджером по персоналу.
Может случиться, что результат определения профпригодности соискателя сильно его разочарует. Ведь она зависит не только лишь от полученных знаний и умений и совсем не от примитивной мотивации типа "хочу иметь много денег, хочу командовать, никогда не выполнять чёрной работы", но в огромной степени от природных данных – физических, психологических, умственных, от эмоциональности и активности поведения.
Найти свой талант — найти свое место
"Гениями рождаются". Точно также особые способности человека являются прирождёнными. Будущему художнику не поможет рассудительность, а будущему математику абсолютный слух; наблюдательность не обязательна в работе бухгалтера, но она необходима будущему психологу, фотографу, детективу.
Да, многие способности можно развить, полученные навыки можно укрепить путём тренировки, но важно разглядеть плодотворное зерно, важно, чтобы человек не только лишь хорошо выполнял свою работу, да и получал от неё удовлетворение. Ни при каких обстоятельствах не нужно ставить перед подростком сверхзадач, в попытках решения которых он потерпит неудачу из-за отсутствия у него необходимых природных данных.
Допустим, ребёнок – непоседа, он не засиживается за уроками, всегда тянется в компанию сверстников, при всем этом он легко учится, легко приспосабливается к переменам, с детства любит сочинять и записывать свои истории. Можно с уверенностью сказать, что он не станет научным работником, но его данные весьма универсальны для занятий общественной, организационной работой или литературным творчеством.
Другой ребёнок, девочка: спокойная, необщительная, прилежная, исполнительная, учится ровно по всем предметам без предпочтений; но когда в её лицее в пятом классе был введён с опережением предмет "физика-химия" и появился новый учитель, ставший её кумиром, заявила, что будет химиком; записалась в группу "Занимательная химия" в Доме творчества школьников; она наверняка уже видит своё будущее в химической лаборатории.
Есть много примеров неоправданного выбора, инициированного родителями.
Мальчик из семьи образованных родителей, учился неважно, между "тройкой" и "четвёркой", обожал возиться с автомобилем вместе с отцом в их гараже, школу кончал экстерном, в технический вуз поступил, так как сработали связи родителей; окончил бакалавриат по узкой специальности и даже магистратуру по менеджменту; после окончания "пристроен" в аспирантуру, но… сбежал оттуда при первой возможности и стал техником по ремонту медицинского оборудования. Только теперь он доволен.
Другой пример. Девочка с хорошими способностями к живописи, рисованию, рукоделию. Папа-инженер считал увлечения дочери несерьёзной основой для будущей профессии, настоял на поступлении её в технологический институт. Окончила, устроилась на работу по специальности через знакомых, но была счастлива, когда организация прекратила своё существование. С удовольствием работает в пошивочном цехе при театре, пробует свои силы в книжной иллюстрации. Теперь она на своём месте.
Ещё пример. Брат и сестра, по желанию их мамы, решительной и властной женщины, были определены в музыкальную школу – девочка по классу фортепиано, мальчик – по классу скрипки. Дети, послушные воле матери, окончили школу (по счастью, у обоих абсолютный слух), но если для дочери выбор оказался удачным, и она продолжила образование в консерватории, то мальчик, окончив музыкальную школу, убрал скрипку в футляр и больше никогда не взял её в руки. В 17 лет он смог проявить характер, поступил в технический вуз, стал инженером, а потом, в перестройку, обладая недюжинными способностями к ремёслам, открыл собственную мастерскую по изготовлению стильной мебели, в чём и преуспевает.
С другой стороны, чуткое отношение к запросам и потенциям ребёнка, способность родителей пойти навстречу его стремлению овладеть избранной им самим профессией подтверждается многими примерами настоящего карьерного успеха детей. В семье знакомых юристов вырос парнишка, не проявлявший ни способностей, ни желания стать продолжателем династии. У родителей хватило такта поддержать его желание заняться фотографией. Парень окончил колледж по специальности "техника и искусство фотографии", работал помощником телеоператора, сейчас с успехом занимается студийной съёмкой. Человек выбрал свой путь, он сам за себя в ответе и благодарен родителям, поверившим в него.
Всем известна история успеха Билла Гейтса. Его отец – адвокат, мать – финансист. Мальчика отдали в привилегированную школу, родители предполагали, что он пойдёт по стопам отца. Но в 13 лет Билл и его школьный товарищ Пол Аллен увлеклись компьютерами настолько, что всё остальное стало для них гораздо менее важным. Уже в 15 лет Билл продал разработанную им программу за 20 тысяч долларов. Его родители, поначалу попытавшиеся пресечь увлечения сына, очень скоро уже не возражали против его самостоятельного выбора. В 18 лет Билл Гейтс создал компанию Майкрософт.
Важно и самим родителям сознавать и дать понять своему ребёнку, что неточный выбор профессии после окончания школы содержит внутри себя приговор будущему. Если человек ошибся в выборе или не смог определиться сначала своего трудового пути, профессию можно сменить. Немалое число известных людей прошло на пути к своему причалу через множество профессий. Одним из авторов школьной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) и, что ещё важнее, одним из инициаторов создания МЧС является известный путешественник Виталий Сундаков.
Сейчас президент Фонда русских экспедиций, до того как получить высшее образование (он получил два высших образования — педагога и журналиста), он в своей жизни сменил более десятка профессий: служил на флоте, был водолазом-инструктором, буровым мастером, водителем-испытателем. Это долгий и тернистый путь с заранее неоформленной целью, путь поиска и испытаний.
А сколько известных артистов и писателей шли к своей профессии по призванию из "непрофильных" вузов: Михаил Жванецкий — институт инженеров морского флота; Михаил Задорнов — авиационный институт; Андрей Макаревич и Андрей Вознесенский – архитектурный институт. Нужно много решимости, воли, азарта, чтобы решаться на замену профессии, и, конечно, нужна сильнейшая мотивация, которая подчинена ощущению своего призвания.
Само по себе получение высшего образования, даже в условиях его невостребованности, нельзя рассматривать как бессмысленную потерю времени. Учиться чему-либо, просто овладевать навыками учиться, держать экзамены, защищать свою работу – всё это, если делается ответственно, — хорошая школа.
Но желательно не подвергать своего ребёнка риску испытать серьёзное разочарование в жизни и внутри себя самом, если при приёме на работу вердикт "профессионально непригоден" прозвучит для него однажды, как обвинительный приговор.
Поэтому, во-первых, помогите ему найти себя; во-вторых, никогда не пытайтесь навязывать ему выбор пути сообразно вашему собственному представлению о престиже, выгодах и прочих прелестях профессии; в-третьих, научите его держать удар, внушите ему уверенность в том, что возможны интересные повороты на жизненном пути и что всегда надо и никогда не поздно учиться новому.
Всё сказанное предполагает, что родители ответственны и внимательны к своему чаду. Но не нужно забывать, что на территории нашей большой страны, вдали от университетских городов молодёжь часто не имеет возможности для самостоятельного выбора профессии, а родители далеко не всегда, по разным причинам, готовы помочь своим детям.
Поэтому снова и снова приходится апеллировать к заботам государства и общества о будущем поколении. Нужна развитая система отборочных олимпиад, нужно возвращение в школу занятий по профориентации, нужно воспитать настоящих учителей – учителей по призванию.