Положение о повышении квалификации

Об утверждении "Положения о повышении квалификации,

проф подготовке и аттестации руководящих

работников и профессионалов в области ценообразования и

сметного нормирования" и "Программки увеличения

квалификации и переподготовки обозначенных профессионалов

В целях обеспечения своевременного и высококачественного перехода строительного комплекса на новейшую сметно-нормативную базу и в согласовании с постановлением Госстроя Рф от 18.12.2000 N 128 "О проф переподготовке и аттестации руководящих работников и профессионалов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования"

— Положение о повышении квалификации, проф переподготовке и аттестации руководящих работников и профессионалов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования (приложение 1);

— Программку увеличения квалификации, проф переподготовки и аттестации руководящих работников и профессионалов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования(приложение 2);

— Бланк квалификационного аттестата (приложение 3).

2. Управлению гос принадлежности, учебных заведений и науки (Кириллову В.Н.) вместе с Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе (Степанову В.А.):

— в двухмесячный срок создать "Положение об аккредитации учебных центров по проф переподготовке и аттестации руководящих работников и профессионалов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

3. Управлению ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе (Степанову В.А.) вместе с Управлением гос принадлежности, учебных заведений и науки (Кириллову В.Н.) при участии Головного центра аттестации кадров при Госстрое Рф (Боброву Ю.Л.):

— организовать периодический контроль за проведением переподготовки, увеличением квалификации и аттестации руководящих работников и профессионалов в области ценообразования и сметного нормирования в учебных заведениях, находящихся в ведении Госстроя Рф.

4. Контроль за исполнением реального приказа возложить на заместителя председателя Госстроя Рф И.И.Заславского.

к приказу Госстроя Рф

от 18 апреля 2001 года N 85

о повышении квалификации, проф

переподготовке и аттестации руководящих работников

и профессионалов строительного комплекса в области

ценообразования и сметного нормирования

I. Общие положения

1. Субъектами увеличения квалификации, проф переподготовки и аттестации являются руководящие работники и спецы юридических лиц, также личные предприниматели, имеющие намерения начать либо выполняющие работы и услуги, требующие особых познаний в области ценообразования и сметного нормирования.

2. Увеличение квалификации, проф переподготовка и аттестация руководящих работников и профессионалов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования являются самостоятельными видами дополнительного проф образования, проводятся с учетом базисного образования, профиля работы, категории профессионалов и осуществляются в установленном порядке институтами увеличения квалификации системы Госстроя Рф, Головным центром аттестации кадров при Госстрое Рф, региональными центрами по ценообразованию и сметному нормированию, также другими учебными центрами, имеющими надлежащие лицензии и аккредитованными Госстроем Рф.

3. Увеличение квалификации, проф переподготовка и аттестация осуществляются на базе договоров, заключаемых образовательными учреждениями и организациями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

II. Организация, проведение и содержание

1. Увеличение квалификации профессионалов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется в согласовании с постановлением Правительства Русской Федерации от 26.06.95 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного проф образования (увеличения квалификации) профессионалов" и во исполнениепостановления Госстроя Рф от 18.12.2000 N 128 "О проф переподготовке и аттестации руководящих работников и профессионалов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

2. Целью увеличения квалификации является обновление теоретических и практических познаний профессионалов в согласовании с повсевременно повышающимися требованиями муниципальных образовательных эталонов.

3. Увеличение квалификации проводится не пореже 1-го раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения спецами увеличения квалификации устанавливается работодателем.

4. На местности Русской Федерации введены последующие документы муниципального эталона для лиц, прошедших увеличение квалификации:

а) удостоверение о короткосрочном повышении квалификации — для прошедших обучение по программке в объеме от 72 до 100 часов;

б) свидетельство о повышении квалификации — для прошедших обучение по программке в объеме выше 100 часов.

5. Содержание увеличения квалификации определяется программкой, учебным и учебно-тематическим планами, также расписанием занятий.

6. Для профессионалов, имеющих соответственное образование и стаж практической работы более 3-х лет, целенаправлено до начала занятий провести персональную оценку имеющихся проф познаний по изучаемой теме (входной контроль на ПЭВМ) по методике Головного центра аттестации кадров при Госстрое Рф, потом по результатам входного контроля провести (дифференцированно) обучение и экзамен.

7. Увеличение квалификации может быть совмещено с проф аттестацией и переподготовкой руководящих работников и профессионалов юридических лиц, также личных бизнесменов, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя Рф.

III. Организация, проведение и содержание

1. Проф переподготовка профессионалов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется в согласовании с приказом Министерства образования Русской Федерации от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и критериях проф переподготовки профессионалов" и во исполнениепостановления Госстроя Рф от 18.12.2000 N 128 "О проф переподготовке и аттестации руководящих работников и профессионалов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

2. Проф переподготовка профессионалов проводится на базе высшего и среднего проф образования, является самостоятельным видом дополнительного проф образования и осуществляется образовательными учреждениями увеличения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего проф образования по дополнительным проф образовательным программкам 2-ух типов, один из которых обеспечивает улучшение познаний профессионалов для выполнения нового вида проф деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации.

3. Проф переподготовка для выполнения нового вида проф деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к определенным профессиям либо должностям.

Проф переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным проф образовательным программкам, создаваемым в согласовании с муниципальными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к спецам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования Русской Федерации вместе с Госстроем Рф, и реализуется для профессионалов, освоивших одну из главных образовательных программ высшего либо среднего проф образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

Дополнительные проф образовательные программки для получения дополнительной квалификации могут осваиваться наряду с освоением главных образовательных программ по фронтам либо специальностям высшего либо среднего проф образования.

4. Проф переподготовка профессионалов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы проф переподготовки инсталлируются образовательным учреждением зависимо от трудности образовательных программ и в согласовании с потребностями заказчика на основании заключенного с ним контракта.

5. Спецы, стопроцентно освоившие программки проф переподготовки, получают дипломы муниципального эталона.

Формы дипломов муниципального эталона о прохождении проф переподготовки профессионалов для выполнения нового вида проф деятельности (срок обучения более 500 часов аудиторных занятий) также для получения спецами дополнительной квалификации (срок обучения более 1000 часов) утверждены приказом Муниципального комитета Русской Федерации по высокому образованию от 27.12.95 N 13 иприказом Министерства образования Русской Федерации от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и критериях проф переподготовки профессионалов".

6. Структура и содержание муниципальных требований к минимуму содержания и уровню требований к спецам для получения дополнительной квалификации определяются Госстроем Рф.

При освоении дополнительных проф образовательных программ проф переподготовки для получения спецами дополнительной квалификации может выполняться перезачет учебных дисциплин, изученных ранее в процессе освоения главных образовательных программ проф образования соответственного уровня, и (либо) дополнительных проф образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением без помощи других, с учетом требований проф части образовательного эталона.

7. В учебных планах проф переподготовки профессионалов в качестве 1-го из разделов может предусматриваться стажировка слушателей, порядок проведения которой регулируетсяписьмом Управления дополнительного образования Министерства образования Русской Федерации от 15.03.96 N 18-34-44 ин/18-10.

Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике проф познаний, умений и способностей, приобретенных в итоге теоретической подготовки, предугадывает исследование передового опыта, приобретение проф и организаторских способностей для выполнения новых проф обязательств.

8. Стажировка профессионалов может выполняться как в Русской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и в организациях исполнительной власти.

9. Освоение дополнительных проф образовательных программ проф переподготовки профессионалов заканчивается неотклонимой итоговой аттестацией.

10. Реализация программ проф переподготовки с правом выдачи муниципальных дипломов для выполнения нового вида проф деятельности либо получения дополнительной квалификации появляется у образовательных учреждений и организаций только после проведения соответственных процедур муниципального лицензирования и аккредитации в установленном порядке.

IV. Организация и проведение

1. Проф аттестация руководящих работников и профессионалов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется на основании постановления Правительства Русской Федерации от 24.11.99 N 1289 "Об утверждении Положения о Муниципальном комитете Русской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу" и во выполнение постановления Госстроя Рф от 18.12.2000 N 128 "О проф переподготовке и аттестации руководящих работников и профессионалов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

2. Проф аттестация проводится по компьютерным тестирующим программкам Головного центра аттестации кадров при Госстрое Рф в рамках 72-, 100-, 500- и 1000-часовой учебной нагрузки, в том числе:

а) с отрывом от работы (в большей степени для профессионалов, не имеющих практического опыта работы в области ценообразования и сметного нормирования);

б) с частичным отрывом от работы (по очно-заочной форме) — в большей степени для профессионалов, имеющих соответственное образование и более 3 лет практической работы в области ценообразования и сметного нормирования. В данном случае допускается возможность сокращения продолжительности очного обучения слушателей до 30-42 часов на основании за ранее представленных документов соответственных ходатайств организаций, в каких работают соискатели; представлений региональных центров ценообразования и сметного нормирования, советов членов методического совета Госстроя Рф по управлению системой увеличения квалификации проф переподготовки и аттестации профессионалов в области ценообразования и сметного нормирования; направлений публичных организаций.

После рассмотрения обозначенных документов слушателям направляются учебно-методические материалы для самоподготовки к очной процедуре проф аттестации в учебных центрах, аккредитованных Госстроем Рф.

3. Методологически процедура проф аттестации содержит в себе:

а) для профессионалов, удовлетворяющих требованиям п.2а: лекции, практические занятия, подготовительную и следующую итоговую профессиональную аттестацию на ПЭВМ и собеседование;

б) для профессионалов, удовлетворяющих требованиям п.2.б: индивидуальный входной контроль профессиональных знаний на ПЭВМ, обучение (по результатам входного контроля), экзамен (на ПЭВМ) и собеседование.

4. Специалисты, успешно прошедшие профессиональную аттестацию, получают квалификационные аттестаты установленного Госстроем России образца.

5. Специалисты, не подтвердившие при проведении аттестации необходимого уровня профессиональных знаний (менее 65% правильных ответов по каждой из изученных тем), допускаются к повторной аттестации после повышения квалификации (профессиональной переподготовки) и предъявления соответствующих документов от аккредитованных Госстроем России учебных центров.

6. Квалификационные аттестаты выдаются на один вид деятельности сроком до 3 лет зависимо от уровня профессиональных знаний, определенных по результатам аттестации и собеседования.

7. Аттестация может быть совмещена как с повышением квалификации, так и с профессиональной переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.

к приказу Госстроя России

от 18 апреля 2001 года N 85

повышения квалификации, профессиональной

переподготовки и аттестации руководящих работников

и специалистов строительного комплекса в области

ценообразования и сметного нормирования

Проведение единой государственной ценовой политики в строительстве, повышение эффективности использования бюджетных и иных инвестиций, в том числе при размещении государственных заказов, достижение более высоких финансово-экономических показателей подрядными организациями в условиях рынка и конкуренции с зарубежными фирмами, также переход на новую сметно-нормативную базу в строительном комплексе с 2001 года требуют подготовки специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования на качественно новом уровне.

Учитывая, что до 2001 года государственные высшие учебные заведения не готовили специалистов указанных категорий, строительные организации вынуждены были пользоваться услугами практиков и частных фирм, квалификация специалистов которых не всегда могла быть подтверждена из-за отсутствия системы профессиональной переподготовки и аттестации соответствующих кадров.

Для усиления защиты прав потребителей, повышения качества работ и услуг в строительной сфере, также с целью создания единой системы профессиональной переподготовки и аттестации кадров в области ценообразования и сметного нормированияпостановлением Госстроя России от 18.12.2000 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования" с 1 января 2001 года введена профессиональная переподготовка и аттестация кадров в этой области.

Для решения этих задач в 2001-2002 годах Госстроем России планируется создание сети учебных центров, в которую войдут Головной центр аттестации кадров при Госстрое России, учебные заведения Госстроя России и аккредитованные им другие некоммерческие учебные заведения, центры, имеющие соответствующие лицензии, располагающие для этого необходимой учебно-материальной базой и высококвалифицированными кадрами.

Для руководства создаваемой единой сетью повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве утвержден методический совет Госстроя России, в состав которого входят специалисты Госстроя России, руководители региональных центров ценообразования, ведущие ученые Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов инвестиционной сферы, также Государственного университета управления Минобразования России.

повышения квалификации, профессиональной

переподготовки и аттестации руководящих работников

и специалистов в области ценообразования и

В соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 года N 1289 "Об утверждении положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу" на Госстрой России совместно с Министерством образования Российской Федерации возложена организация подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, градостроительства, строительства, технической инвентаризации, также обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров с последующей их профессиональной аттестацией, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования.

1. Цель программы

1.1. Целью программы является установление единых требований к методологии повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования, к возможному применению полученных знаний в практической работе.

В том числе при определении стоимости строительной продукции:

1.1.1. На стадии предпроектного планирования и выбора объектов капитальных вложений, расчета прогнозной стоимости строительства этих объектов, в том числе на стадии разработки вариантов объектов инвестирования и составления бизнес-планов инвесторов с экономической оценкой этих вариантов.

1.1.2. На стадии проектирования строек с выбором по объектам этих строек наиболее эффективных проектных решений как в процессе разработки технико-экономических обоснований — ТЭО (проекта), так и рабочего проекта с их экономической оценкой путем составления предварительных локальных и объектных смет и сводного сметного расчета.

1.1.3. При проведении экспертизы проектно-сметной документации и ее корректировки проектной организацией.

1.1.4. В качестве основы для разработки проектов договорных цен при заключении договоров подряда, поставок материалов и оборудования при строительстве для государственных нужд.

1.1.5. На стадии осуществления строительства объектов и проведении взаиморасчетов между участниками строительства и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы.

1.1.6. При определении балансовой стоимости объекта строительства после завершения строительства и консервации объекта строительства.

1.1.7. При оценке стоимости объектов недвижимости и их остаточной стоимости в текущих ценах.

2. Содержание программы

2.1. Теоретическая часть программы

2.1.1. Раздел 1. Введение в сметное дело и ценообразование в строительстве с освещением в данной теме следующих основных вопросов:

2.1.1.1. Место, роль и значение сметного дела и ценообразования в обосновании экономической модели эффективности при выборе технических вариантов по объекту (объектам) капитальных вложений в строительство или реконструкцию на стадии формирования предпроектных и проектных решений, бизнес-плана инвестора, управления реализацией проекта.

2.1.1.2. Обоснования эффективности строительства показателями удельных капитальных вложений и удельными показателями стоимости строительства на основе объектов-аналогов ранее построенных действующих объектов основных фондов производственного и жилищно-гражданского назначения, системой расчетных аналитических таблиц (приложение Е, СниП 11-01-95 РФ).

2.1.2. Раздел 2. Сметы на строительcmвo и реконструкцию

2.1.2.1. Сметный расчет, как предварительная (прогнозная) стоимость или денежное выражение предстоящих расходов инвестора (инвесторская смета) на строительство, по разработанному и утвержденному рабочему проекту, а при его отсутствии — по технико-экономическому обоснованию, предшествующему этому проекту.

2.1.2.2. Смета, как производное экономическое отражение принятой проектом технической модели объекта (или стройки, состоящей из совокупности объектов) строительства, как неотъемлемая составная часть проектно-сметной документации по объекту (стройке).

2.1.2.3. Рабочий проект и сметы к рабочему проекту (локальные и объектные).

2.1.2.4. Технико-экономическое обоснование — ТЭО (проект) и сводный сметный расчет к ТЭО (проекту), предшествующему разработке рабочего проекта или совмещаемому с разработкой рабочего проекта. Ознакомление в связи с этим:

— с Инструкцией "О порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" СНиП 11-01-95 РФ с акцентом на п.4.1.10 (сметная документация) и п.4.1.11 (эффективность инвестиции);

— со "Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации" СП 81-01-94 РФ;

— с "Методическими указаниями по определению сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-1.99 Госстроя России, введены в действие с 1 июля 1999 года;

— с другими нормативными, инструктивными и информационными материалами, приведенными в разделе "Литература".

2.1.2.5. Понятие "Исполнительная смета" — оплаченная заказчиком подрядчикам сметная стоимость объекта (стройки) по уточненным в процессе строительства объемам и стоимости работ и затрат.

2.1.2.6. Фактическая стоимость работ и затрат по объекту — себестоимость работ и затрат у подрядчиков — участников строительства — с добавлением прибыли, полученной от сдачи (реализации) работ и услуг.

2.1.2.7. Уровни стоимости, отражаемые в сметах на строительство и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы и затраты.

2.1.2.7.1. Базисный (постоянный или неизменный) уровень стоимости в сметах (на 01.01.84 на 01.01.91 на 01.01.2001 в г.Москве) определяется по Федеральным единичным расценкам ФЕР-2001, составленным на базе ГЭСН 2001 года в ценах, принятых по состоянию на 01.01.2000.

2.1.2.7.2. Текущий уровень стоимости — стоимость, определяемая на основе текущих цен на ресурсы, действующих на дату определения сметной стоимости. Предназначен для уточнения смет, также для расчетов с подрядчиками на дату фактического выполнения ими работ и сдачи их заказчику.

2.1.2.7.3. Смешанный уровень стоимости — суммарная стоимость работ, накапливаемая по объекту заказчиком по оплаченным подрядчикам фактическим объемам работ в текущем уровне цен, сложившемся за период строительства на дату выполнения и приемки этих работ.

2.1.2.7.4. Прогнозный уровень стоимости — уровень стоимости, учитывающий прогнозный инфляционный рост цен на ресурсы, потребляемые строительством. Предназначен для определения договорных цен и реальной стоимости строительства.

2.1.3. Раздел 3. Договорные цены в контрактах (договорах> на строительство

2.1.3.1. Виды договорных цен

2.1.3.1.1. Стоимость строительства (работ, услуг) в базисном уровне цен.

2.1.3.1.2. Стоимость строительства (работ, услуг) в текущем уровне цен.

2.1.3.1.3. Твердая договорная цена.

2.1.3.1.4. Другие способы определения стоимости работ (услуг).

2.1.3.2. Ограничения, накладываемые на расчет договорной цены по объектам строительства, финансируемым из бюджетных источников (фиксированный уровень оплаты труда, норм накладных расходов и сметной прибыли в процентах от фонда оплаты труда рабочих, регулируемый уровень цен и заготовительных складских расходов на материалы, изделия и конструкции, также стоимость машино-часа эксплуатации строительных машин).

2.1.4. Раздел 4. Сметно-нормативная база для расчета стоимости объектов строительства

2.1.4.1. Состав сметно-нормативной базы федерального, территориального и отраслевого (фирменного) уровней для расчета смет и определения сметной стоимости на предпроектной стадии, стадии ТЭО (проекта) и стадии рабочего проекта.

2.1.4.1.1. Для предпроектной стадии и стадии ТЭО (проект), предшествующей рабочему проекту: показатели удельных капитальных вложений; укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе УПСС — укрупненные показатели стоимости строительства на измерители потребительской стоимости строительной продукции; УСН — укрупненные сметные нормы на здания, сооружения в целом, их конструктивные части, прейскуранты на строительство зданий и сооружений; УРН — укрупненные показатели ресурсов; УР — укрупненные расценки и другие виды сметных нормативов (накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные и другие затраты).

2.1.4.1.2. Для стадии рабочего проекта: государственные элементные сметные нормы и единичные расценки, укрупненные расценки, виды ресурсных сметных норм на отдельные работы и комплексы работ, нормы накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных и прочих затрат.

2.1.4.1.3. Нормативы для определения стоимости строительных, специальных строительных и монтажных работ включают:

нормы расхода ресурсов для определения величины прямых затрат (элементные и укрупненные сметные нормы по видам работ — затраты труда рабочих, расход строительных материалов изделий и конструкций, затраты на эксплуатацию строительных машин);

единичные расценки, нормы накладных расходов, нормы сметной прибыли, нормы прочих (лимитированных и нелимитированных) затрат, включая налоги, отчисления и платежи.

2.1.4.1.4. Определение сметной стоимости оборудования, мебели и инвентаря.

2.1.4.1.5. Нормативы прочих затрат, не входящих в стоимость строительных и монтажных работ (затраты, связанные с обслуживанием строительства):

подготовка территории строительства, временные здания и сооружения, страхование строительных рисков, оплата шеф-монтажа, инженерно-изыскательские и проектные работы, управление проектом, содержание заказчика и надзора за строительством, подготовка и профессиональная аттестация кадров и т.п.).

2.1.4.1.6. Нормативы на непредвиденные работы и затраты для жилищно-гражданского строительства и промышленного строительства.

Порядок применения нормативов на непредвиденные работы и затраты при расчетах за выполненные работы.

2.1.4.1.7. Особенности сметных нормативов, проектирования и определения сметной стоимости капитального и текущего ремонта действующих объектов.

2.1.4.1.8. Порядок применения сметно-нормативной базы при определении договорных цен и расчетах за выполненные работы.

2.2. Прикладная часть программы

2.2.1. Решение практических задач по составлению смет в базисном и текущем уровне цен.

2.2.2. Подготовка бизнес-плана инвестора.

2.2.3. Разработка ТЭО, ПОС и ПОР на строительство коммерческого объекта.

2.2.4. Проведение экспертизы сводного сметного расчета, объектной сметы и смет на конкретную работу.

2.3. Основные требования к организации и проведению обучения и повышения квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования являются самостоятельными видами профессионального образования и проводятся:

— с учетом базового образования, профиля работы и категории специалистов;

— в соответствии с "Положением о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования", утвержденного приказом Госстроя России от 18.04.2001 N 85.

Обучение и профессиональная переподготовка проводятся учебными заведениями (центрами), имеющими соответствующую лицензию и аккредитацию Госстроя России, и осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями и организациями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

2.3.1. Повышение квалификации

2.3.1.1. Повышение квалификации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется в установленном порядке и в соответствии с "Положением о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования"’ (приложение 3).

2.3.1.2. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

2.3.1.3. Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

2.3.1.4. На территории Российской Федерации введены следующие документы государственного образца для лиц, прошедших повышение квалификации:

а) удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — для прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;

б) свидетельство о повышении квалификации — для прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

2.3.1.5. Для специалистов, имеющих соответствующее образование и стаж практической работы более трех лет, целесообразно до начала занятий провести индивидуальную оценку имеющихся профессиональных знаний по изучаемой теме (входной контроль на ПЭВМ), затем по результатам входного контроля провести (дифференцированно) обучение и экзамен.

2.3.1.6. Повышение квалификации может быть совмещено с профессиональной аттестацией и переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.

2.3.1.7. Содержание повышения квалификации определяется программой, учебным и учебно-тематическим планами.

2.3.2. Профессиональная переподготовка

Положение о повышении квалификации

2.3.2.1. Профессиональная переподготовка специалистов в области ценообразования и сметного нормирования:

— проводится в установленном порядке (приложение 3) на базе высшего и среднего профессионального образования, является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования;

— осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации;

— проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением зависимо от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

2.3.2.2. Специалисты полностью освоившие программы профессиональной переподготовки, получают дипломы государственного образца.

Формы дипломов государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности (срок обучения более 500 часов аудиторных занятий), также для получения специалистами дополнительной квалификации (срок обучения более 1000 часов трудоемкости) утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов".

2.3.2.3. При освоении дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации может производиться перезачет учебных дисциплин, разделов и тем, изученных ранее в процессе освоения основных образовательных программ профессионального образования соответствующего уровня, и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ в форме, определяемой образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований профессиональной части образовательного стандарта.

2.3.2.4. В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей, в том числе за рубежом, порядок проведения которой регулируется письмом Управления дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации от 15.03.96 N 18-34-44 ин/18-10.

2.3.2.5. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией.

2.3.3. Профессиональная аттестация

2.3.3.1. Профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования осуществляется:

— в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу", которым на Госстрой России (совместно с Минобразования России) возложены не только лишь функции повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли, да и их последующая профессиональная аттестация;

— во исполнениепостановления Госстроя России от 18.12.2000 N 128 "О профессиональной переподготовке и аттестации руководящих работников и специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования".

2.3.3.2. Профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов строительного комплекса, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования, проводится:

— по компьютерным тестирующим программам, в рамках соответствующей учебной программы, в том числе:

а) с отрывом от работы — преимущественно для специалистов, не имеющих практического опыта в области ценообразования и сметного нормирования;

б) с частичным отрывом от работы (по очно-заочной форме) — преимущественно для специалистов, имеющих соответствующее образование и более 3 лет опыта практической работы в области ценообразования и сметного нормирования. В данном случае допускается возможность сокращения длительности очной части очно-заочного обучения слушателей на основании предварительно представленных документов соответствующих ходатайств организаций, в каких работают соискатели; представлений региональных центров ценообразования и сметного нормирования; рекомендаций членов методического совета Госстроя России по руководству системой повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации специалистов в области ценообразования и сметного нормирования, также направлений общественных организаций.

В данном случае после рассмотрения указанных документов слушателям направляются учебно-методические материалы для самоподготовки к очной процедуре профессиональной аттестации в учебных центрах, аккредитованных Госстроем России.

2.3.3.3. Методологически процедура профессиональной аттестации содержит в себе:

а) для специалистов, удовлетворяющих требованиям п.2а: лекции, практические занятия, предварительную и последующую итоговую профессиональную аттестацию на ПЭВМ и собеседование;

б) для специалистов, удовлетворяющих требованиям п.2б: индивидуальный входной контроль профессиональных знаний на ПЭВМ, обучение (по результатам входного контроля), экзамен (на ПЭВМ) и собеседование.

2.3.3.4. Специалисты, успешно прошедшие профессиональную аттестацию, получают квалификационные аттестаты установленного Госстроем России образца.

2.3.3.5. Аттестация может быть совмещена как с повышением квалификации, так и с профессиональной переподготовкой руководящих работников и специалистов юридических лиц, также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере интересов, находящихся под юрисдикцией Госстроя России.

Рекомендуемая тематика лекций

и практических занятий*

* Примечание: данная тематика может быть скорректирована с выходом новых нормативных, инструктивных и информационных материалов, также применительно к конкретным целям и задачам обучения

Что должен знать, уметь, какими навыками и какими исходными данными и нормативными документами владеть инженер-сметчик для выполнения сметных расчетов и разработки проектно-сметной документации в базисном и в текущем уровне цен?

Каким образом сметчик должен уметь применять знания и навыки в сметном деле и ценообразовании при разработке и экспертизе проектно-сметной документации по объектам, подготовке и заключении договоров подряда, расчетах за выполненные работы по строительству, ремонту и реконструкции, также при осуществлении предпринимательской производственно-технической и экономической деятельности инвесторов, заказчиков и подрядчиков?

Тема N 1. Основные общие (опорные) понятия и определения по сметному делу и ценообразованию в строительстве, в том числе по сметно-нормативной информационной базе, составу (номенклатуре) и структуре сметных норм и цен, составу (номенклатуре), структуре и измерителях проектных объемов работ, их соответствии измерителям стоимости (расценкам), также по форме, структуре и содержанию локальных, объектных и сводных смет и договорных цен на объекты строительства.

Тема N 2. Место, роль, значение и состав действующей системы сметных норм и расценок на работы, сметных цен на ресурсы, сметных расчетов и смет на строительство новых и ремонт и реконструкцию ранее построенных объектов.

Тема N 3. Правовые и нормативные документы Госстроя России по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве.

Тема N 4. Государственное регулирование стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.

Тема N 5. Методические документы по разработке и применению сметных норм, цен, единичных расценок, официальные государственные нормативы и нормативные документы в части:

— сметных норм на работы;

— сметных цен на ресурсы;

— единичных расценок на работы;

— сметных расчетов и смет на объекты и их составные части и комплексы строительно-монтажных работ;

— договорных цен на строительство (ремонт) объектов или комплексов работ на этих объектах.

Тема N 6. Виды сметных норм и цен в системе сметно-нормативной информационной базы строительства

6.1. Виды (номенклатура) сметных норм и нормативов.

Состав, структура, область и порядок применения отдельных видов сметных норм и нормативов.

6.2. Официальные сборники сметных норм расхода ресурсов в СНиП часть IV на измерители, принятые в сборниках элементных сметных норм (ЭСН) 1984 года и сметных норм и расценок (СНиР) 1991 года, ресурсных сметных норм (РСН), ГЭСН-2001 (Государственные элементные сметные нормы), ФЕР-2001 (Федеральные единичные расценки). Сметные нормы расхода ресурсов на общестроительные работы, специальные строительные работы, на работы по монтажу инженерных систем и оборудования, на работы по пуску и наладке оборудования, на работы по оснащению объектов инвентарем, мебелью и оборудованием.

6.3. Нормы накладных расходов, способы их нормирования и учета в сметах базисного и текущего уровней, также в расчетах за выполненные работы.

Ненормируемая часть накладных расходов, состав и порядок учета ее в сметах на строительство и в расчетах за выполненные работы.

6.4. Нормы прочих работ и затрат (состав, структура, порядок разработки и применения):

— временные здания и сооружения;

— виды затрат, определяемые отдельным расчетом в сметах и относящиеся к ненормируемой части накладных расходов и сметной прибыли;

— налоги, относящиеся к прочим затратам, компенсируемые за счет сметы.

6.5. Сметная прибыль (плановые накопления). Нормируемая и ненормируемая части.

Назначение и порядок учета в сметах и расчетах за выполненные работы. Норма прибыли.

6.6. Нормы на проектирование, авторский надзор, шеф-монтажные работы и содержание заказчика.

6.7. Нормы на непредвиденные работы и затраты.

Тема N 7. Виды (номенклатура) сметных норм расхода, цен и тарифов (состав, структура, порядок разработки, область и порядок применения):

а) на ресурсы труда в чел.-часах и ценах чел.-часа в рублях;

б) на строительные материалы, изделия и конструкции в физических измерителях и ценах в рублях;

в) на эксплуатацию строительных машин в маш-часах и ценах машино-часа в рублях;

г) на перевозки грузов в строительстве;

д) на электрическую и тепловую энергию.

Тема N 8. Система единых районных единичных расценок (ЕРЕР) на работы. Состав, структура, порядок разработки и применения официальных сборников индивидуальных единичных расценок, каталогов расценок, привязанных к местным условиям строительства. Система отраслевых нормативов по специальным видам работ (услуг).

Тема N 9. Укрупненные сметные нормы (УСН) и укрупненные единичные расценки (УЕР) на конструктивные части зданий и сооружений; укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС) на конечный измеритель объекта (продукции); прейскуранты на измерители объема или площади здания, длины линейного сооружения.

Место их в сметном деле, ценообразовании и других сферах экономики строительства.

Тема N 10. Система сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции.

Состав исходных данных для определения сметной цены строительного материала, изделия, конструкции и порядок их учета при калькулировании сметной цены.

Калькуляционные статьи и группы затрат.

Порядок учета в сметных ценах затрат на транспорт, услуг посредников поставок и заготовительно-складских расходов строительной организации.

Тема N 11. Система сметных и планово-расчетных цен машино-часа эксплуатации строительных машин.

Основные калькуляционные группы затрат и исходные данные для их расчета при формировании цены машино-часа эксплуатации строительных машин.

Тема N 12. Прямые затраты в нормах, расценках и сметах, также в расчетах за выполненные работы (состав, структура по экономическим элементам, порядок формирования и использования).

Тема N 13. Состав и структура локальных, объектных и сводных смет (сходство и различия) на строительство.

Порядок их разработки, проведения экспертизы и утверждения, использования в договорах подряда и в расчетах за выполненные работы, в экономическом планировании, управлении, контроле со стороны инвесторов, заказчиков и подрядчиков.

Тема N 14. Сметный расчет или смета как основа цены предложения на строительство (ремонт) при проведении тендеров и заключении контрактов (договоров подряда) на строительство.

Практическое применение смет и сметных расчетов (в базисном и текущем уровнях) в ценообразовании в строительстве (договорных ценах) и в договорах подряда.

Расшифровка договорной цены.

Тема N 15. Способы (методы) определения текущей стоимости в сметной документации, в ценообразовании на объекты строительства, в расчетах за выполненные работы.

Тема N 16. Требования к определению физических объемов работ, конструктивных частей зданий и сооружений, физических объемов по зданиям и сооружениям в целом в измерителях длины, площади, кубатуры и измерителях потребительной стоимости продукции (мощности, производительности и т.п.), которые могли быть достаточны для составления сметных расчетов, смет и предложений по договорной цене строительной продукции с применением элементных и укрупненных сметных нормативов и прейскурантов, нормативных показателей удельных капитальных вложений, видов затрат.

Тема N 17. Место и роль сметной стоимости фактически выполненных строительно-монтажных работ (СМР) в учете и отчетности.

Себестоимость СМР, ее показатели по элементам: нормативные по смете; плановые по плану; фактические по актам приемки выполненных работ и списания затрат на производство.

Тема N 18. Экспертиза проектно-сметной документации.

Тема N 19. Нормирование пусконаладочных работ.

Тема N 20. Отражение в сметных расчетах лизинговых, страховых и таможенных платежей.

Тема N 21. Составление сметы на пуск объекта в эксплуатацию.

Тема N 22. Определение балансовой стоимости объектов недвижимости после завершения строительства и объектов незавершенного строительства при их консервации.

Тема N 23. Оценка остаточной стоимости объектов недвижимости в текущем уровне цен.

Тема N 24. Сметно-нормативная база стран СНГ и дальнего зарубежья.

Основные вопросы для самоподготовки

1. Какими официальными документами Госстроя России введена профессиональная аттестация руководящих работников и специалистов в области ценообразования и сметного нормирования?

2. Какие сметы и расчеты включаются в состав сметной документации?

3. Какие документы входят в понятие "Локальная смета"?

4. Какие затраты включаются в локальные сметы?

5. Какие затраты относятся к внутренним санитарно-техническим работам?

6. Что понимается под объектной сметой?

7. Какие лимитированные затраты включаются в объектные сметы?

8. На какой основе осуществляется подсчет объемов работ в локальных сметах?

9. Какие налоги и платежи включаются в сметную стоимость?

10. Какие главы содержит сводный сметный расчет на строительство и полный ремонт?

11. Какие затраты определяются в главе 1 сводного сметного расчета "Подготовка территории строительства"?

12. Затраты по каким объектам включаются в главу 2 сводного сметного расчета?

13. Затраты по каким объектам включаются в главу 3 сводного сметного расчета?

14. Затраты по каким объектам включаются в главу 4 сводного сметного расчета?

15. Затраты по каким объектам включаются в главу 5 сводного сметного расчета?

16. Затраты на какие инженерные сети и сооружения включаются в главу 6 сводного сметного расчета?

17. Какие затраты включаются в главу 7 сводного сметного расчета?

18. Включаются ли затраты на временные здания и сооружения в главу 8 сводного сметного расчета?

19. Включаются ли затраты на прочие работы и затраты в главу 9 сводного сметного расчета?

20. Включаются ли затраты на содержание дирекции или технического надзора строящегося предприятия в главу 10 сводного сметного расчета?

21. Включаются ли затраты на подготовку эксплуатационных кадров для строящегося предприятия в главу 11 сводного сметного расчета?

22. Включаются ли затраты на проектные и изыскательские работы, также на авторский надзор в главу 12 сводного сметного расчета?

23. За итогом сводного сметного расчета включаются ли: резерв средств на непредвиденные расходы и затраты, возвратные суммы и сумма налога на добавленную стоимость (НДС)?

24. Что учитывают прямые затраты?

25. Как определяются прямые затраты?

26. Как начисляются накладные расходы и плановые накопления в базисном (1984 года) уровне цен?

27. Как начисляются накладные расходы и сметная прибыль в уровне цен 2000 года?

28. Какие элементы стоимости включены в сметную цену на материалы?

29. Как определяется резерв на непредвиденные расходы?

30. Какая часть резерва на непредвиденные работы и затраты включается в объектные сметы?

31. Какая часть резерва на непредвиденные работы и затраты включается в объектные сметы для реконструкции и технического перевооружения объектов?

32. Какие показатели включаются в элементные сметные нормы?

33. Чем отличается единичная расценка от элементной сметной нормы?

34. Необходимы ли для определения прямых затрат ресурсным методом элементные нормы (ресурсы), текущие цены ресурсов?

35. В каком уровне цен производится оценка ресурсов при определении стоимости ресурсным методом?

36. Какая нормативная база рекомендуется для применения в текущее время в локальных сметах Госстроем России?

37. Какие затраты входят в состав договорной цены при строительстве?

38. В каком размере определяется сумма налога на добавленную стоимость (НДС)?

39. Какие затраты включаются в понятие оптовой цены изделия?

40. Затраты на какие виды работ и услуг включаются в сметную стоимость?

41. Методы определения сметной стоимости?

42. Что понимается под ресурсным методом определения сметной стоимости?

43. В чем отличие ресурсного метода от ресурсно-индексного и базисно-индексного методов определения сметной стоимости?

44. Какие здания учитываются в нормах затрат на строительство временных зданий и сооружений?

45. Как определяется размер средств для титульных временных зданий и сооружений?

46. Порядок определения размера средств на временные здания и сооружения?

47. В каком размере указываются возвратные суммы от разборки временных зданий и сооружений?

48. Нормирование пуско-наладочных работ?

49. Отражение в сметных расчетах лизинговых, страховых и таможенных платежей?

50. Определение балансовой стоимости объектов недвижимости после завершения строительства и объектов незавершенного строительства при их консервации?